Top
3D артCG InspirationHard surfaceИнтервью

Виталий Булгаров: Дизайн для фильмов, игр и робототехники

20 октября 2017 года в школе Gnomon состоялась встреча с концепт-дизайнером Виталием Булгаровым. Он рассказал о свой работе и дал множество полезных советов. Мы перевели для вас некоторые фрагменты этой встречи.

Недавно вышел фильм «Призрак в доспехах», для которого ты делал концепты. Перед этим ты работал над «Робокопом» и «Трансформерами». Чем ты занимаешься сейчас?

Последние полтора года я сосредоточился на индустриальном дизайне. Причиной этому стало желание овладеть новыми навыками и улучшить знание дизайна. Вот уже четыре года как я сотрудничаю с Hankook Mirae Technology, разрабатываю роботов. Нас ждет еще четыре-пять совместных проектов. Помимо этого я время от времени занимаюсь фрилансом. Недавно я работал с Boston Dynamics. Я не могу разглашать детали, но это связано с теми их роботами, которых вы уже видели в роликах. Моей целью было сделать их роботов менее пугающими. Учитывая агрессивный дизайн в моем портфолио – трансформеры, терминатор, мой проект «Black phoenix» — я до сих пор не понимаю, почему эти ребята выбрали меня. Это был потрясающий опыт и я многому научился. Также я работал с NASA и морской пехотой США.

Перед тем, как переключиться на дизайн, ты работал над видеоиграми – Starcraft, Diablo. Расскажи об этом поподробнее.

Для меня это стало мечтой, которая воплотилась в реальности. Я вырос на Diablo 2  и Starcraft. Моей первой игрой был  Warcraft 2. Синематики Blizzard вдохновили меня на занятия 3D. Я участвовал в конкурсе, где одним из судей был Fausto de Martini. Он высоко оценил мою работу, хотя я не занял призового места. Это было сразу после того, как я увидел синематик Building a better marine. Он меня очень мотивировал, я понял, что хочу работать с этими ребятами.

Я создал новое портфолио специально для того, чтобы попасть в Blizzard Cinematics. По сути – это самостоятельная киностудия внутри компании. Они не занимаются играми — только синематиками. Оказавшись там, я участвовал во всех проектах Blizzard – World of Warcraft, Diablo, Starcraft. Этот опыт стал поворотным моментом в моей карьере в плане развития чувства стиля и методов работы. На меня повлияли Fausto di Martini, Joe Peterson , Jonathan Berube. Работа бок о бок с ними оказала огромное воздействие на мое дизайнерское видение и эстетические предпочтения. B Blizzard я стал задумываться о том, чтобы работать над фильмами.

К тебе часто обращаются с вопросами или за советом. Что интересует людей больше всего?

Самый частый вопрос – про софт. Я уже 10 лет использую Softimage XSI и не собираюсь его менять, пока не выйдет 3д-пакет, значительно его превосходящий. Это очень точный инструмент, отлично подходящий для моделлинга под сабдив. Когда я работаю в этой программе, я нахожусь в моменте, в потоке.  Это важно, потому что один из ключевых моментов продуктивности – это получать удовольствие от работы. Ты должен быть настолько увлечен процессом, чтобы не думать ни о чем другом. Если ты будешь заставлять себя работать, то ты быстро устанешь. А если для тебя работа – это фан, то это уже совсем другая история.

Мне нравится выполнять упражнение, которое поможет любому моделлеру. Ты задаешь временные рамки и строго ограничиваешь инструменты, которыми можешь пользоваться. Например, у меня есть один час и я могу пользоваться только экструдом и мувом. Посмотри, что ты сможешь сделать с этим. Такая задача вынуждает тебя думать по-новому, и ты обнаруживаешь новые способы использовать уже знакомые инструменты.

Иногда главное в проекте – не дизайн, а радость от возможности сделать что-то очень крутое. Мы, дизайнеры, постоянно гоняемся за идеальным дизайном. Достичь этой цели не получается, но эта мечта придает тебе энергии, чтобы идти вперед. Это движение гораздо важнее конечной цели.

Расскажи о проекте Black Phoenix (10 роботов за 10 дней).

Это была попытка развить навыки 3д-концептинга без предварительных скетчей. Нужно было решить проблему со временем и научиться делать быстро и хорошо. Я взял творческий отпуск, мы с женой уехали на Гавайи, и я работал там по 12-15 часов. Я думал: «Так, я в отпуске, но мне не обязательно никуда идти, я могу наслаждаться работой». Перед этим мы ездили в Чернобыль и сделанные там фото стали фоном для рендера. Перед этим 10-тидневным проектом я три месяца оптимизировал мой рабочий процесс. Это стало экзаменом для себя самого. Каждый день был расписан по минутам, учтено даже время на посещение туалета. В один из дней я отработал 16 часов чистого времени. После такого опыта все последующие рабочие проекты казался мне очень легкими.

Какие советы ты можешь дать новичкам, которые мечтают работать в индустрии?

Несколько вещей, которые я бы хотел знать 12 лет назад. Первая — ясность. САМОЕ важное — четко знать, чего ты хочешь. Если ты детально представляешь свою цель, то это поможет тебе сэкономить не год, а пять-десять лет твоего времени. Развивая эту тему, скажу : не пытайтесь кому-то подражать. Вам нужно обрести свой собственный уникальный стиль. Единственный способ для этого – использовать свой накопленный багаж опыта и знаний. Например, все мое прошлое – даже то, что в детстве я любил слушать heavy metal — влияет на мое визуальное восприятие и его реализацию.

Я слышал фразу «Зависть — это невежество, а имитация- самоубийство». И я согласен с этим. Ты будешь завидовать кому-то только если ты не раскрываешь свой потенциал. Мы все разные. Единственная вещь, за которой стоит гоняться – это быть лучшей версией самого себя. Это не про философию, это очень практичная мысль. В профессиональном плане тебе нужно обрести свой голос и двигаться в том направлении, которое ты считаешь перспективным, которое тебе очень нравится. Когда я начинал, я не видел разницы между hard surface и органическим моделированием и мой скилл в обеих областях был посредственным. Но потом я почувствовал, что в hard surface мне было «что сказать». В органике я такого не чувствовал. Это было странно, потому что я всегда думал, что хочу делать персонажей. Я начал делать hard surface  в свое свободное время и обнаружил, что я могу очень долго заниматься монотонной работой. Ретопологией, например.

Найди для себя то страдание, которое ты готов принять. Эта фраза из обалденной книги Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма» (Англ название — Subtle art of not giving a f*ck .Если захотите прочесть – лучше ищите перевод без цензуры. Прим. ред.). Автор говорит о том, что счастье- переоценивают. Тебе нужно найти то, чем ты готов заниматься ежедневно, но единственный способ быть довольным жизнью – это бросать себе вызов. Ты должен найти то, что будет приносить тебе дискомфорт. Скажем, ты работаешь в VFX, тебе нужно написать скрипт и сделать много наворотов для какого-то особого спецэффекта. Тебе придется многому научиться и испытать стресс, потому что ты делаешь что-то, что до тебя никто не делал. И это будет трудно. Но тебе нужно принять это. Ты должен думать:  «Это кошмар какой-то, но я это обожаю!». Вот этим и нужно заниматься. Если переживешь так 10 лет, то у тебя выйдет достойная карьера.

Самое сложное — это найти дело, в котором ты добровольно будешь ставить  себе высокую планку. Потому что ты настолько любишь то, что ты делаешь, что ты готов терпеть дискомфорт, чтобы стать лучше. Если в самом начале пути ты поймешь, что это за дело, то сэкономишь себе много времени.

Сегодня опасно гоняться за «хорошей» работой. Потому что она — не навсегда. Ты можешь сделать себе отличное портфолио, получить должность, но если это окажется не тем, чем ты готов заниматься каждый день, то потом тебе придется менять специализацию.

Сколько времени ты тратишь на изучение новых методов работы?

Я отвожу этому 2 месяца, которые растягиваю на год. Каждую неделю я выделяю день, чтобы попробовать что-то новое. Это так называемая «проблема исследования-использования». Иногда надо делать выбор – использую ли я мое время для того, чтобы выполнить работу или же для того, чтобы оптимизировать мой рабочий процесс. Тут важно учитывать твои личные предпочтения и компенсировать «слабую» сторону. Кто-то больше любит эксперименты, кто-то штампует то, что умеет.

Я пытаюсь заставить себя осваивать новые инструменты, чтобы знать, что я не упускаю ничего важного. Но я не делаю этого во время важных проектов, потому что это сбивает мой график. Я расписываю каждый день работы по часам, а по графику можно эффективно делать только то, что ты уже делал раньше.

Как можно стать таким же крутым профессионалом, как ты?

Важна личная философия, на которой строится и профессионализм и характер. Основа личной философии — ты в ответе за то, какой жизнью живешь. Если жизнь не удалась – то это твоя ответственность. Есть вещи, которые ты не можешь изменить, но если мы будем концентрироваться на них, то потратим массу энергии и это повлияет на состояние сознания. Если ты поймешь, как сохранять позитивный настрой, то ты сможешь решать вопросы быстрее и качественнее. И не жалуйся. Если тебе что-то не нравится — исправь. Не можешь поменять – не ной. Например, что то не нравится в политике – либо становись активистом, либо продолжай заниматься своим делом. Лично я легко отвлекаюсь, поэтому единственный способ для меня быть продуктивным – это сознательно избегать всего, что не связано с моими долгосрочными целями. Сейчас очень много негативных новостей и ерунды, и ты должен найти способ  блокировать это.

Когда ты просыпаешься — ты должен быть готов делать офигенный арт. Если у тебя нет позитивного настроя, то ты не выложишься на 100%. Если ты хочешь преуспеть, то тебе нужно выкладываться на 150%, перевыполнять план. Это состояние духа нужно оберегать от внешнего негатива.

Также важно то, как ты воспринимаешь стресс. Вред наносит не сам стресс, а твое к нему отношение. Если ты думаешь: «ой, ну опять дедлайн, напряг..» и переживаешь по этому поводу, это будет тебе во вред. Если ты думаешь: «О! дедлайн – какая отличная возможность прокачать скилл!» — то эффект будет совсем другой. Восприятие будет влиять на ход твоих мыслей.

Мы должны понимать нашу собственную психологию. Например, я отвлекаюсь по пустякам. Поэтому у меня есть веб-блокер, который не позволяет проверять новости, фейсбук и тд. до воскресенья.

О мотивации. Никакой магии. Как и твоя личная гигиена – это твоя личная ответственность. Ты должен понимать, как и эффект от душа, мотивация не будет длиться вечно. Ты должен регулярно мотивировать себя. Это твоя первая задача сразу после пробуждения.

Моя ахиллесова пята – прокрастинация. Есть такая штука — я называю ее поздним стартом. Ты откладываешь работу на крайний срок. Ты просыпаешься, слушаешь музыку, смотришь референсы, эмоционально готовишься, и вот — ты готов работать. И ты работаешь 16 часов подряд, потому что время поджимает. На следующий день просыпаешься разбитым, усталым и вся грядущая неделя насмарку, потому что ты перегорел. Со мной такое часто бывало. Мне удалось решить это с помощью понятия под названием «склонность к действию». Когда я жил в Москве у нас был тренер по боксу, который говорил – не готовься к удару — просто бей. И когда я просыпаюсь и сажусь за работу я следую этому принципу – просто бей, просто делай. Включил компьютер, почистил зубы, запускай 3д-пакет и начинай моделить. Все хорошее в моей жизни происходило только благодаря действию, а не сомнениям. Пусть я допускаю ошибки, но главное — я делаю. Прокрастинация — почти как болезнь. Чем больше ее запускаешь, тем сложнее потом преодолеть. Выбирай действие. Даже если не готов, если не уверен – делай. Ты никогда не будешь абсолютно готов и на 100% уверен, а ошибки можно исправить потом.

Видео встречи (на английском) можно найти тут.