Принцип дуги в анимации
Один из 12 принципов анимации, который обеспечит вашему персонажу плавные и реалистичные движения.
Если мы будем внимательно наблюдать за анимацией, скажем, робота, как вы думаете, на что мы обратим внимание прежде всего? Наверно, на то, что каждое его движение является линейным и жестким.
Люди, конечно же, двигаются иначе. Траектория дуги играет огромную роль в передаче реалистичного движения в анимации – именно она отвечает за различия между движениями робота и человека. Практически каждое наше движение осуществляется по дуге: от поворота головы до взмаха рукой или ногой. Потому, движение по дуге – это один из 12 важнейших принципов анимации.
Очень важно не забывать об этом принципе при анимировании живых существ. В этой статье мы постараемся вникнуть глубже его суть.
Не все дуги одинаковы
Если задуматься о траектории дуги, первым на ум придет объект, который кто-то и куда-то бросил. Например, баскетбольный мяч, будучи брошенным в корзину, имеет четкую траекторию дуги. Сила притяжения влияет на мяч, спасая его от путешествия по прямой в бесконечность: сначала он движется вверх, а потом вниз.
Конечно, чем сильнее брошен предмет, тем менее искривленной будет его траектория. Если сильно бросить теннисный мяч, тот будет двигаться очень быстро, а потому искривление будет совсем неочевидным, но все равно будет. Игрок в баскетбол, в то же время, бросает мяч совсем иначе, и потому мяч движется по очевидной дуге.
В общем, при анимации баскетбольного и теннисного мячика нам уже приходится задумываться о дугах. Но дуги повсюду: не только в движении неодушевленных предметов, к которым применили силу, но и в каждом движении любого существа.
В жизни, мы не задумываемся об этом, двигаясь бессознательно. При настройке анимации, мы должны постоянно следить за соблюдением этого принципа, чтоб избежать роботизированных движений и придать анимации плавность и реалистичность.
Когда дело доходит до анимации, мы всегда хотим, чтобы зрители позабыли о том, что персонажи всего лишь 3D-модели, и поверили в то, что они живые. Даже самые маленькие движения, выполненные линейно могут разрушить иллюзию, которую мы пытаемся создать.
Создание и отслеживание
Линейное движение создать легко в любом 3D-приложении, потому что компьютер любит математического рода задачи и логически передвигает предмет из точки А в точку Б по прямой. Поэтому, никогда не доверяйте компьютеру делать анимацию за вас! Всегда проверяйте, что движения модели плавные и реалистичные.
Продумывайте анимацию заранее, подумайте, как будет выглядеть то или иное движение в действительности. Добавляя дуги на ранних этапах, вы предупредите интерполяцию траектории компьютером, которая всегда будет линейной.
Чем чаще вы начнете применять дуги в создании анимации – тем быстрее это войдет в привычку.
Разумеется, иногда этот принцип можно и опустить: например, в случае, если персонаж чего-то испугался и резко повернул голову. Это движение будет довольно быстрым, и отсутствие дуги здесь будет оправдано.
Все зависит от ситуации в сцене, потому, не забывайте пользоваться референсами и прослеживать, как то или иное движение осуществляется в реальности.
В 3D приложениях существуют довольно удобные способы отслеживания движения по дуге. В Maya, например, можно использовать Grease Pencil tool, по старинке отмечая точки в каждой позиции или же Motion Tracker tool. Если вы захотите отследить траекторию поворота головы, выбирайте кончик носа как ведущую точку.
Начинайте отслеживать движения вашего персонажа с root-контроллера. Это поможет вам сохранить свое время и не создать лишнюю работу. Помните, что каждое изменение в старших по цепочке контроллерах может повлечь за собой изменения в младших.
Используйте разные формы дуг. Чаще всего мы используем полукруг (поворот головы, взмах руки и т.д.), существует также дуга в форме восьмерки, например, при цикле ходьбы такую траекторию повторяют руки.
Дуги являются одним из важнейших принципов анимации, помня о нем, вы добьетесь реалистичных и плавных движений в своей анимации.
Подробнее о других принципах вы можете прочесть здесь — 12 принципов анимации
Хотите знать больше? Приходите на наши курсы 3D-моделирования, скульптинга, композитинга и анимации
Журналист: Fio