Top

Сегодня мы взяли интервью у Павла Терехова, который может работать в Zbrush с закрытыми глазами. Получилось нескучное интервью с очень интересным человеком.

Расскажи нам, с чего началось твоё стремление к CG индустрии, почему ты выбрал направление 3d-скульптинга?

Скульптинг для меня всегда в какой-то степени был более понятным, чем моделирование полигонами. Тут нет ограничений в топологии. Более творческое занятие, как мне кажется. Это не значит, что я не моделю полигонами. Просто под продакшн нужно работать быстро и ровно, что в скульптуре не всегда возможно.
Цифровая скульптура очень хорошо подходит для скетчей и концептов. Дальше, чтобы получить хороший результат, необходимо делать ретопологию, а потом опять что-то скульптить. Возможно, кого-то разочарую, но я стараюсь (если есть такая возможность) сразу делать правильную сетку с правильными формами в Maya, а потом по ней скульптить. Это менее увлекательный процесс, чем возить кисточкой по сферке, но в таком случае я экономлю время и получаю результат гораздо лучше и быстрее. А как известно для заказчика главное результат, а не процесс. Он платит за финальный арт.

Каким образом ты повышал свой уровень, развивался, ходил ли на специальные курсы?

В детстве я ходил в художественную школу, потом пошел в художественное училище, но не долго там проучился. Это было мое второе среднее техническое образование. А отсрочки от армии оно не дает. Поэтому собрал пожитки и пошел служить. В армии тоже было на чём и на ком практиковаться. Бил татухи, а по вечерам и в нарядах оформлял высокохудожественно конверты для писем и рисовал с фоток любимых девушек для солдат, а потом и для прапорщиков и офицеров. То есть слава уже тогда меня преследовала и в прямом смысле слова не давала спать:)

Чего ты достиг на данный момент, кем работаешь?

На данный момент я работаю как фриланс скульптор и концепт художник. Работа в основном с зарубежными заказчиками (чаще всего это игровая индустрия).
Читаю курсы для различных платформ. Например, как приглашенный преподаватель для zbrush3d. Провожу индивидуальные занятия. Это нравится больше всего.
Не знаю что сказать про достижения. Наверное, то, что в портфолио и есть достижения. А может быть то, что работа находит меня сама и я за ней не обращаюсь, это тоже достижение в каком-то роде. Фидбэки от моих студентов, которые пишут, что получили свою первую работу или их повысили или напечатали в журнале. Последним очень горжусь!

Сталкивался ли ты с творческим кризисом или это миф?

Да, бывает. В основном, это из-за работы ночами, после которых не хочется к компьютеру подходить на расстояние выстрела. Но в последнее время стараюсь так по хардкору не работать. Утешаю себя тем, что всех денег в мире все равно не заработать и лучше быть в добром здравии и на позитивной волне. Тогда и кризисов не будет никаких.

Сколько времени ты тратишь на совершенствование своего уровня моделирования?

Очень много тратил, трачу и скорее всего буду тратить, пока будет необходимость в росте.

Придерживаешься ли ты какого-либо плана, начиная новую работу? Часто ли экспериментируешь в поисках нового?

Да, обязательно. Четкий план перед каждым заданием, прописываю его в тетради формата А4. Обычно это занимает несколько листов. План меняется от стадии к стадии. Обычно месячный проект-это 50 гигов версий и исписанная тетрадь. Раньше все делал руками, сейчас стараюсь оптимизироваться. Изучать какие-то плюшки для ускорения рабочего процесса (это происходит постоянно).

Есть ли свои лайфхаки, которыми хотелось бы поделиться с начинающими 3d-скульпторами?

Да, я думаю начинать стоит на бумаге. Это очень помогает не упустить какие-то важные детали из вида. Я выставляю себе время на каждую задачу. Так как существует огромное количество штук которые я уже делал, могу с большой точностью поставить себе время на каждую микро задачу. Например, полигональное моделирование кисти руки. Задача будет записана на 20-30 минут. Когда микро задача выполнена, я её вычеркиваю. В конце дня подвожу итог: что сделал, что вышло хорошо, а что необходимо будет дорабатывать.
Такой подход помогает эффективно расходовать рабочее время. Работа выполняется в срок заказчик счастлив значит и я счастлив и сыт:)

Некоторые 3d-моделлеры мечтают создать свой собственный проект, игру, книгу, собственный мир…не возникало ли у тебя такого желания?

Да, у меня есть пару проектов, которые тянутся аж с начала двухтысячных. Очень хотел сделать несколько короткометражных анимационных фильмов. Сделал и сценарии, и концепты, и к некоторым раскадровки. Могу на себя взять практически все функции. Кроме анимации.
Возможно когда-нибудь с кем-нибудь соберусь, да сделаю.

Какими девайсами пользуешься в работе? На каком планшете моделишь?

Планшет интуос А4 и есть А5. На нем работаю, когда к родителям приезжаем в родной город. Никаких других хитрых приспособлений не использую.

Какие программы используешь для создания своих работ? Что нравится в их функционале?

Первое и пожалуй одно из самых важных — это тетрадь и ручка. В их функционале мне нравится абсолютно все. Любую работу можно сделать на листе бумаги- это так!
А дальше классический наборчик, могучая кучка — Maya, Zbrush, Photoshop.

Есть ли 3d-скульпторы, творчество которых тебя вдохновляют, чья техника исполнения для тебя является примером?

Перестал восхищаться чужими работами из индустрии развлечений.
Кумиры и идолы разваливаются очень быстро, считаю что тот, кто выбирает себе кумира из этой отрасли, обречен идти за ним. Не впереди не рядом, а за ним.
Получается ты играешь в догонялки где ты всегда водящий.
Поэтому я сразу стараюсь работать с первоисточниками. Это не отдельно взятые художники, а монументальные труды. Учебники- если уж совсем просто.

Принимаешь ли участие в различных конкурсах?

Последний раз пытался, честно пытался. Хватило на несколько часов- успел сделать концепт. Прилетел очень интересный заказ и конкурс как и остальные попытки поучаствовать пошел лесом.
Вот как выглядит видео концепт для конкурса:

На твой взгляд, в чём успех современного 3d-скульптора? Как оставаться на плаву и не потерять хватку в этом деле?

Быть фанатом своего дела. Кайфовать и получать удовлетворение даже от самой простецкой и скучной задачи. Постоянно развиваться. Не впадать в отчаяние даже если ты на грани — двигаться против потока!

Что делает модель персонажа успешной?

Все же знают, что делает модель успешной — это СИЗКЕ и поры на коже ))))
А если серьезно, то факторов много. Знание пропорций, работа с массами, правильно расставленные акценты, понимание структуры и анатомии. Также в работе должны быть фишечки. Работа, какая бы хорошая она не была, будет скучной без идеи.

У тебя очень детализированные работы, скажите, как ты разработал особенный стиль работ, выделяющийся среди работ других 3d-моделлеров?

Как я уже говорил, я не смотрел на работы коллег. Старался искать что-то в первоисточниках, делал много зарисовок в карандаше.

В какое время дня тебе проще всего работать над новым персонажем, генерировать интересные идеи и т. д.?

Когда как. С утра прям с 6.00 мозг свеж и выдает иногда такое, что даже не верится, что ты это сделал. Не могу сказать какое время продуктивнее. Всегда по-разному: можно и целый день с утра сидеть тупить, а к ночи вдруг выдать огогошечки.

На данный момент, над какими крупными запоминающимися проектами тебе удалось поработать?

Могу перечислить только отечественные — зарубежные под жестоким НДА.
Первый мой большой проект был полнометражный анимационный фильм «Белка и Стрелка. Звёздные собаки». Это проект, на который меня взяли из геймдева. Пошел я туда работать как ригер, а потом и моделил и текстурил и шерсть делал, а в итоге и на рендере поработал. Огромный опыт получил. Огромное спасибо хочу сказать Паше и Арслану — они меня воспитывали как могли. Спасибо парни огромное!!!
После этого проекта я опять ушел в игровую индустрию, из финансовых соображений только. Проекты там были очень мелкие и незначительные. Самые значимые для меня оказались проекты «Он — дракон» и «Напарник». Что один, что другой, мега сложные и супер интересные.
Одновременно как фриланс художник сотрудничал с компанией DOBRO, успел поучаствовать в международном фестивале «Круг света» в Москве в 2015 году. Этот проект попал в «Книгу рекордов Гиннеса».

Для ролика я рисовал концепты, делал модели, текстуры, волосы и шерсть для 3х персонажей.
Все это параллельно с основной работой нужно было сделать за 5 недель.
Я уложился. Если удавалось 4 часа поспать — это был праздник.
И дальше как раз наступил тот случай (описывал выше), когда к компьютеру ни за какие коврижки не охото было подходить.
Гордится есть чем, но повторять бы такое я не стал.
После этого поработал еще над известными игровыми проектами — но НДА извините.

Экспериментируешь ли ты в работах, пытаясь открыть что-то новое? Какие задачи обычно ставишь перед собой?

Эксперименты конечно постоянно идут техники и подходы всегда меняются. Так думаю и должно происходить: индустрия не стоит на месте. А вот задача всегда только одна. Арт по качеству должен быть лучше, чем все что ты делал раньше. Это обязательное условие.

Бывали ли случаи, когда интересная идея посещала спонтанно? Что делал, чтобы ее не забыть?

Все время посещают, записываю в блокнот или в телефон. Если есть возможность визуализировать, то сразу зарисовываю.

С какими трудностями сталкиваешься в работе и как с ними борешься?

Самая частая трудность — это кривой концепт.
Есть концепты, как на «драконе»: мы использовали идею. А в 3д делали так, чтобы зритель сказал верю. В игровой индустрии все чуточку не так. Дают концепт и просят повторить. Вот что прикажешь делать если он кривой, задача же стоит (моя личная) выдать качество лучше, чем все предыдущий арт. Вот и приходится думать, как обыграть кривость и оставаться в стилистике, чтобы заказчик был счастлив и я получил то к чему стремлюсь.

Следишь ли  за работами молодых 3d-скульпторов? Стараешься ли помогать им?

Слежу и помогаю. Сделал небольшую группу вконтакте.
В том году проводил ежедневные стримы для начального и среднего уровня.
Сейчас от стримов пришлось отказаться потому что времени свободного стало не так много.
Но в группе деятельность не останавливается, даю какие то задания по портретам, дизайну или анатомии, рассказываю, как лучше сделать и на что обратить внимание. Желающие подхватывают и через неделю или две, когда ребята выкладывают свои работы, записываю видео фидбэк по каждой. Не так давно закрыл группу, тк не все человеки в сети умеют себя вести по-человечески. Если хотите добавится и обещаете не хамить окружающим то добавиться не проблема;)

Много ли целей ставишь себе на будущее, что планируешь осуществить в ближайшие 5 лет?

Только что вернулся из небольшого путешествия по Вьетнаму. Если честно, эта поездка немного изменила мое мировоззрение. Планы конечно же были и есть, но сейчас они подлежат корректировке сильнейшей. Плюс после возвращения получил несколько очень заманчивых приглашений по работе с релокацией и без. И тут совсем у меня мозг сломался. Теперь надо подумать над приоритетами и выяснить, что будет лучше в перспективе.

Помимо моделирования, как сейчас проводишь свободное время? Или же это для тебя и есть отдых? Не боишься перегореть?

Я книги читаю. Рисую. Гуляю километров по 10 -15 (во время прогулок всегда есть диктофон или блокнот и работа также продолжается только не за компом). Встречаюсь с друзьями. Я такой же человек как и все. Люблю путешествовать.
Работать 24х7 невозможно, нужно как то переключаться.
Сменить род деятельности в разгар работы, хотя бы на пол часа и на турник сходить.
Люблю кофе вкусный — стараюсь прогуляться до кафе, если нет времени на длительные прогулки. Это отличный и приятный повод вытянуть себя из дома. Что при работе фриланс художника очень важно.

Какие ключевые советы можешь дать начинающим 3d-моделлерам, тем, кто только планирует посвятить себя скульптингу?

Не смотрите на остальных.
Не считайте за сколько лет, кто-то чего-то добился и не сравнивайте себя с другими.
С вероятностью 99% вы не сможете повторить тот же путь, идите своим.
Всегда анализируйте то что происходит вокруг вас.
Никогда не верьте никому на слово.
Работайте только с первоисточниками, не просите помощи на форумах, всегда есть вероятность того, что информацию, которую вам дадут, будет искажена.
Для того, чтобы выйти за пределы 3д специалиста среднего уровня, необходимо научится работать с умными книгами, организовывать себя и четко структурировать свой рабочий день.

Павел, благодарим за интересную беседу. Вся команда 3dpapa и zbrush3d.com желает тебе неиссякаемого вдохновения, успехов в творчестве и во всех начинаниях, и с нетерпением ждем новые работы.
Спасибо за интересные вопросы!

Вводная открытая лекция с Павлом Тереховым состоится 11 апреля с 18:00 до 20:00. Регистрация тут.


Журналист: Simply_Better