Top
CG InspirationMayaPhotoshopZBrushИнтервьюНовости

Интервью с Александром Старшиновым

Сегодня мы взяли интервью у Александра Старшинова, который может работать над 14 проектами одновременно. Получилось информативное интервью с очень интересным человеком.

Саша, всем будет интересно познакомиться с тобой поближе. Расскажи о себе.

Я мало сплю. Это та информация обо мне, которая так или иначе станет основной, которую обо мне знают, помнят и друг другу рассказывают. Еще я пользуюсь уже давно ником в Интернете — и меня так проще всего найти.
У меня очень много интересов, я не “перегораю” почти никогда и могу заниматься каким-нибудь делом много часов подряд и много месяцев подряд соответственно. Это мне очень помогает и в работе, и в жизни.
Я социопат. Этот факт очень сильно отличается от того, как меня видят и представляют себе другие люди. Поэтому практически все, что я делаю, находится не на поверхности. Наверное, поэтому в итоге я и стал менеджером. Там тоже никто никогда толком не понимает, чем эти менеджеры на самом деле занимаются.
Мне вот удалось узнать, чем занимаются менеджеры, и об этом я рассказываю на курсах и мастер-классах. Точнее, рассказываю я все время, но на курсе меньше шуток и больше практики.

Как долго ты в CG-индустрии? Какие роли уже успел опробовать на себе?

Так вышло, что у меня было несколько периодов для этой индустрии. Официально я с 2011-го года работаю и стартовал с игровой индустрии. Рисовал игры во Flash’е. Движок Unity тогда хоть и существовал, но так сильно не мешал. А тут раз — и игры в браузере больше стали никому не нужны. Только бухгалтера продолжали в них играть:) Я пошел работать в компанию, умеющую делать игры и бизнес-приложения для социальных сетей и телефонов. Через полгода меня повысили до арт-лида. Дальше весь отдел выделили в отдельную студию, и я стал уже номинально арт-директором. Мы ничего не успевали, хоть и создавали то, что было нужно. В итоге — много переделок, горы неиспользованного финального контента. Начались конфликты в коллективе. В итоге я получил должность ПМа. И вот на стыке управления проектами и дизайна я нахожусь с тех пор. Работал арт-ПМом, то есть это смесь арт-лида, тим-лида и одного из ПМов проекта. Руководил студией, открывал студии. Потом управлял не игровыми проектами. Занимался бизнес-анализом. Закончил курсы UX, работал дизайнером интерфейсов.
До этого я рисовал картины на продажу, в том числе и цифровые. Те, что не цифровые, все равно сначала скетчились на компе. Это мое первое участие в CG-индустрии. Потом я еще рисовал комиксы и иллюстрации.

Почему остановился на управлении проектами?

В какой-то момент я понял, что находясь в этой роли я и помогаю проекту, и получаю знания связанные не только с созданием арта. Для меня это очевидные вещи и очень прозрачные действия. Со стороны же кажется всегда, что я ничего не делаю. Просто команды как-то сами вдруг чаще отвечают в чатах, точнее попадают в сроки, меньше мучаются с заказчиками. Волшебство, происходящее на проекте только при условии, что на нем есть я и ничего не делаю.
На самом деле, я просто ответственный человек. Плюс, я умею находить грань между попытками сделать быстро и перфекционизмом. Это то, что называется good enough.

Как ты дорос до такого уровня? Как и где обучался мастерству управления проектами?

Я должен в этом месте поблагодарить всех, кто меня учил. Все началось сразу с обучения. Когда я стал ПМом, мне сразу же в рамках этой новости скинули в электронном виде книгу “Управление проектами для чайников”. Самый лучший учитель — это практика. Я учился на ходу, поэтому первые мои проекты были не особо хороши. Тем не менее и не провальные совсем. А дальше все, наверное, как у всех: сотни книг, статей и докладов, прочитанных вдоль и поперек Хабр, особенно коменты его, вопросы уже опытным ПМам, наблюдение за тем, как работают ПМы на соседних проектах. Скучное и рутинное накопление знаний и опыта. И это продолжается и сейчас, верха совершенству нет.

Над какими крупными и запоминающимися проектами приходилось работать?

Я на всю жизнь запомнил опыт работы на проекте, где у меня было в подчинении 52 человека. Так вышло , что я получил его через две недели после того, как пришел на работу в компанию. И мой руководитель при этом ушел в отпуск. Раз в секунду мне кто-то писал в скайпе и что-то спрашивал. Пришлось моментально научиться построению системы коммуникации. Иначе лавина сообщений и срочных дел меня б просто завалила. У меня получилось, и экстренное решение было очень правильным, я им пользуюсь до сих пор.
Мой самый большой проект стоил 1,7 миллиона долларов, тех еще, крупных и по восемь. Самый продолжительный до релиза был в производстве 14 месяцев.
Для меня проект это словно детище, я все люблю и за все переживаю. Недавно обновлял портфолио, и когда какие-то ссылки не работали, так как проект закрыт — было очень грустно.
Самые любимые, как ни странно — это самые сложные. Когда впервые делали проект виртуальной реальности для шлема, когда впервые сумели собрать проект с кучей контента в билд 50 метров, когда прописывали поведение юнитов и сложный алгоритм поиска пути. Был проект, например, вызвавший много споров, хотя никто не ожидал — мы застряли на бесшовность 47 анимаций для 3D-шного персонажа.

Какое количество человек в команде было максимальным? Как запоминал имена?

52 человека. Я не запоминал. Более того, я скажу честно, что я очень плохо запоминаю имена. Зато, если видел человека, то обычно помню, где и когда. Для запоминания имен я знаю все способы: и давать прозвище на ту же букву, и повторять в первую встречу много раз вслух, и искать аналогии с именем… ничего не помогает.

Чем занимаешься в данный момент?

Нахожусь на последнем раунде переговоров с инвесторами по поводу открытия IT-компании. Веду курс “Project Management”, но там про бизнес-проекты в основном. Собираю первую версию музыкального клипа для моего друга, в Adobe Premiere Pro. Последнее занимает у меня минимум времени, так как его просто больше нет свободного, зато приносит тонны опыта и бурю эмоций.
Ну и, конечно, я хотел бы рассказать про свой новый курс по менеджменту именно игровых проектов. Игры уникальны как явление, и работа с ними сильно отличается от обычных проектов, тем более не IT-проектов. Курс не очень большой, но зато очень динамичный и насыщенный. У многих проектов появится шанс дойти до релиза.

Как прокачиваешь сейчас скилы PMа?

У меня есть два способа, которые я использую неизменно. Остальное от случая к случаю. Первый — я прохожу обучение управлению на других курсах и мастер-классах. Второй — я постоянно улучшаю, дописываю и перерабатываю свой курс, тот который веду я сам.

С какими трудностями чаще всего сталкивается менеджер проектов и как с этим бороться?

У управляющего обычно всего две проблемы: убедить, что надо его послушаться, и сделать так, чтобы все выполняли обещания. Чем выше уровень подготовки управляющего, тем меньше у него активных действий и больше пассивных. Тем меньше, собственно, шанса его не послушаться или не помогать ему. На третьем месте будет слабое понимание того, что именно происходит в процессе разработки. Я имею ввиду, что встречаются менеджеры ничего в принципе не понимающие, допустим, в программировании. По их мнению, это подобно написанию рассказа или книги — просто набор текста. Или считающие, что если ты умеешь рисовать, то умеешь рисовать всё. И четвертый блок проблем связан с людьми. Люди не одинаковые, люди нелогичны, люди хитрят и скрытничают, люди ошибаются, люди невнимательны. С этим надо учиться работать.

Может быть есть лайфхаки, которыми можешь поделиться с молодыми PMами?

Запросто. Нужно практиковать управление не только в рабочих задачах. Практика и умение быстро использовать инструменты одни и те же. Опыт, приобретенный в повседневной жизни, и прокачивает нас для работы и, собственно, помогает вне ее. Кроме этого, надо научиться упрощать и максимально дробить задачи. И оказывается, что наши трудности не путь в никуда, а всего лишь 135 шагов друг за другом. А еще — надо равняться на лучших — лучшие продукты, лучшие участники, признанные мэтры — но при этом “потреблять” и анализировать всё. На идеальных шедеврах сложно тренироваться в том, чтобы научиться видеть, что можно бы было улучшить, чтобы повысить уровень продукта.

Чувствуешь ли ты интуитивно, когда проект “идет ко дну”, даже когда на это еще ничего не указывает прямо?

Хороший вопрос. По мере приобретения опыта это замещается другим чувством. Ты начинаешь интуитивно чувствовать, что что-то идет не так. Оно, может, и не началось еще — но ты уже чувствуешь тревожность. Обычно же, уже есть целый список, наградной лист проблем, и, как только управляющий слышит об идеях и предложениях команды или заказчика, он просто говорит вслух: “плюс два месяца”, “минус один из вас кто получит эти задачи” — или что-то такое. Новые проблемы возникают редко, секретов в профессии больше нет. Новизна теперь — это сочетание проблем и степень их влияния.

Над каким проектом ты бы хотел поработать?

Я очень люблю проекты с новой и нестандартной графикой. Конфетные палитры и глянцевые поверхности с точечкой светового блика слева уже надоели очень давно, причем и разработчикам, и пользователям. Хочется интересное решение, которое и в статичном скетче вызовет желание порассматривать, а тем более, увидеть проект в динамике. Такие концепты бывают, причем довольно часто. В наших компаниях, да и в Харькове, где я живу, очень сильные художники и концептеры. А вот продюсеры и гейм-дизайнеры далеко не все готовы пойти на риск и предложить игрокам такой новый арт. Проекты обычно остаются концептами в портфолио.

Какой софт используешь в работе?

В моей работе все стандартно. Джентельменский набор: таск-треккер, Проджект и пакет офиса. Есть еще трекинг открытия писем, записи аудио-видео скайпа, захват экрана, скриншотеры, он-лайн софт для прототипирования и построения всяческих диаграмм, Фотошоп или любой другой редактор. Чем меньше софа, тем лучше. Как ни странно, проще работать, если не бегаешь между вкладками. Блокнот и ручка, в целом этого достаточно. Остальное уже для скорости и удобства.

Как ты думаешь, в чем секрет успеха вовремя сданного проекта?

Посмотрим на эти слова в обратном порядке, там и есть ответ. “Проект”+”Сдан”+”Вовремя”=”Успех”. Необходимо правильно предварительно оформить проект, чтобы он был проектом, а не просто идеей. Следить за этим весь календарный ход работы. Следить, что мы движемся к тому, что является критерием готовности проекта, а не каждый делает, что ему больше сейчас по душе. Контролируем, сколько мы тратим времени и пересматриваем оставшиеся задачи, если времени мало.

Есть ли определенные навыки, которые присущи каждому управляющему проектами?

Нет. Это миф, который придумали сами себе рекрутеры и эйчары. Я за годы работы встречал совершенно разных людей, работающих проектными менеджерами. Социопаты, заикающиеся на каждую букву, балбесы не умеющие жить по графику, люди, не знающие ни слова по-английски, спящие на собраниях, совершенно не имеющие черт лидерства. Если человек ставит себе цель и старается добиться ее, то он найдет, как обойти его личные проблемы.

Есть ли у тебя цели на будущее? Что планируешь осуществить в ближайшие 5 лет?

Если честно, целей нет. Индустрия очень динамичная, новые технологии, идеи и бизнес-требования возникают довольно часто. Мне нравится процесс, я просто хочу на протяжении пяти лет и после них находиться в процессе. Но это не значит, что я не “результатник”, у меня это уже в крови. Проект должен быть сдан.

Помимо работы, как проводишь свободное время? Что делаешь, чтобы не перегореть?

У меня очень мало свободного времени, поэтому и дел мало. Я читаю, играю на укулеле и гуляю. Наверно, это банально.

Ключевые советы, которые можешь дать тем, кто только планирует попробовать себя в сфере управления проектов?

Не надо ждать, чтобы начать. Начинайте управлять уже сейчас. Все дела в нашей жизни — это задачи, которые можно и нужно собрать в личный проект. Личный проект обучения, личный проект поиска работы, личный проект закончить наконец-то начатую модель монстра в ZBrush. И надо еще учиться быть интересным. Нудные и прогнозируемые люди редко добиваются успеха вообще, а тем более в IT. Остальное — это только вопрос времени и объема приобретенных знаний, которыми умеешь пользоваться.

Саша, благодарим за интереснейшую беседу. Вся команда 3dpapa и 3dmaya.com.ua желает тебе успешных проектов, трудолюбивых сотрудников и адекватных заказчиков! С нетерпением ждем лекций нового курса!
Спасибо за интересные вопросы!

Вводная открытая лекция курса «Менеджмент игровых проектов» с Александром Старшиновым состоится 27 июня с 19:00 до 22:00. Регистрация тут.


Журналист: Tsivataya