Top
Работа

Художник и/или Менеджер: усидеть на двух стульях

Из статьи вы узнаете об основных мифах и страхах, связанных с арт-менеджментом, о реальных сложностях в работе и о плюсах менеджерской позиции для художников.

Статья подготовлена по материалам доклада Марии Ярцевой (Art Director G5 Entertainment) на конференции Games Gathering 2020 Online.

По образованию Мария — мастер художественной росписи по дереву. Свою карьеру в CG начинала как художник по маркетинговым материалам. Продолжила лид-художником в аутсорс-компании Owl Studio, после чего, оставаясь лидом, разрабатывала проект Hawaii Match3 Mania в G5 Entertainment. Последние полтора года находится на позиции арт-директора, помогая развивать казуальное направление арта в G5 Entertainment.

Вступление

В первую очередь я бы хотела поделиться собственным опытом совмещения в себе художника и менеджера. Мне хотелось бы поменять мнение людей о том, насколько это некомфортно, дать возможность сменить точку зрения, и отнестись к этому по-другому. В том числе тем, кто уже работает на этих позициях.

Когда разговоры с знакомыми художниками заходят об арт-менеджменте, я регулярно получаю комментарии в духе: «а что, кто-то согласен на это по доброй воле?». Мне кажется, что такое отношение в первую очередь связано с отсутствием четкого определения обязанностей. Никто не скажет чем занимаются специалисты на позиции арт-менеджера (арт-лида, арт-директора, арт-продюсера…)

Мы не работаем на заводе с ГОСТом, поэтому каждая компания сама определяет список требований к определенным позициям. Естественно это вносит большую путаницу. Также надо иметь в виду, что менеджеров гораздо меньше, чем рисующих художников — линейных специалистов. И еще меньше менеджеров в публичном поле, например, на конференциях. Сведения о том, что там происходит отрывочные, и информации не очень много.

Ну и последнее, никогда нельзя забывать о том, что люди с негативным опытом, которые попробовали и им не понравилось, звучат гораздо громче, чем те, у которых все хорошо, и которые просто работают. Поэтому чаще всего представление об этих позициях не очень хорошее.

Мифы и страхи

У художников есть несколько предубеждений относительно менеджерской позиции. Рассмотрим самые распространенные из них.

Кранчи неизбежны

Наверно каждый человек, который работал в геймдеве, хоть раз слышал: «Это геймдев, здесь по-другому не бывает». На самом деле, это не так. Мой опыт показывает, что вполне можно работать без кранчей.

Я очень не люблю книгу «Кровь, пот и пиксели» за то, что она романтизирует переработки, и очень сильные люди потом верят в то, что по другому игры делать нельзя. В итоге получается, что многие менеджеры даже не пытаются даже стать менеджерами, потому что не хотят перерабатывать.

Здесь важно построить процессы так, чтобы не случалось тушения пожаров, микроменеджмента и переработок. Базово в помощь книга Максима Дорофеева “Джедайские техники”, ну и любая литература по управлению проектами.

Остановка в развитии

В комьюнити художников, развитие — это краеугольный камень профессионального бытия. «Рисуй, пока спят азиаты, потому что они рисуют, пока спишь ты», «Не развивался — не мужик». Это очень круто и в итоге сильно повышает планку арта по индустрии. Но это приводит к тому, что художник понимает, став менеджером, ему придется тратить часть рабочего дня не на рисование, а значит уменьшить количество времени на развивается. Это вызывает экзистенциальный ужас. На такое мало кто согласится.

Этот пункт мы рассмотрим подробнее немного позже, но если кратко, то менеджмент может снизить количество ваших артов, но их качество он только повысит.

Отсутствие творчества

Принято считать, что рисовать — это креативно, а таблички в Excel – нет. Но, построение систем и процессов — это не меньшее творчество, чем рисование. Здесь творчество в том, чтобы придумать наиболее оптимальный процесс делания чего-либо кем-либо. Это социально-инструментальный конструктор, эдакое лего из имеющихся деталей, где тебе нужно придумать как оптимальнее и красивее всего собрать башню. И когда ты видишь, как придуманная тобой схема покраски картинки, к примеру, ускорила работу, ты чувствуешь себя так же, как если бы нарисовал крутой арт, который собрал кучу лайков.

Для того, чтобы это оценить нужно либо плотно пообщаться с тем, кто этим занимается, а мы помним, что мало кто из менеджеров про это рассказывает, либо попробовать самому.

Руководит тот, кто не умеет делать сам

Это классика. Этим пронизано все наше общество. Для художника мысль о том, что кто то может заподозрить его в том, что он пришел на руководящую позицию, потому что плохо рисует, настолько некомфортна, что очень часто люди избегают этого как огня.

Но на самом деле для руководителя важны два качества, отличающих его от линейного специалиста: он должен быть готов брать на себя ответственность за свои решения и решения своей команды, и отстаивать их; он должен уметь видеть картину в целом, и подталкивать к ней остальных.

Реальные сложности позиции

Рассмотрим самые важные сложности, с которыми я сама столкнулась за годы работы менеджером.

Неизмеримость результата

Менеджерская позиция, в отличии от артовой работы, не очень быстро показывает — ошибся ты или нет, появился какой то профит или не появился. Очень сложно измерить результат и то, насколько он валидный.

Это не картинка, которую нарисовал и сразу увидел хорошо получилось или плохо. При этом на реализацию картинки уходит день, два, неделя. А на воплощение в жизнь менеджерских решений и на то, чтобы понять хорошо это или плохо, может уйти несколько месяцев или даже лет.

Что можно сделать? Во-первых, нужно проявить терпение, это, к сожалению, неизбежно. Во-вторых — фидбек. У вас есть возможность получить фидбэк не только от людей, с которыми вы работаете на одном уровне как равноправные коллеги, но и у тех, кто является вашими подчиненными. Они вам точно смогут сказать помогаете ли вы им, улучшилась ли их работа благодаря вашим решениям или нет.

Точно также вам может дать фидбек ваше начальство. Они могут со стороны посмотреть на процессы, которые вы строите, сказать, что у вас получается, в ту ли сторону вы идете. Никогда не пренебрегайте фидбеком, потому что это помогает получить опорные точки в вашей работе, иначе вы будете просто плескаться в вакууме.

День сурка

На моей практике работы менеджером это самое тяжелое ощущение. Как с мытьем посуды — ты ее помыл, а на завтра она снова грязная. Это бесконечно возобновляемая работа, которая накладывается на отсроченность и неизмеримость результатов действий, и очень сильно выматывает.

Что можно сделать? Вытерпеть это можно, только если у тебя есть цель. Я для себя это называю «образ светлого будущего». Это может быть не совсем измеримая цель: какое-то ощущение, к которому ты ведешь свою команду; состояние процесса, к которому ты стремишься; состояние арта, к которому ты стремишься.

Благодаря этому, каждое конкретное микро решение, каждый небольшой фидбек, который ты даешь, будет помогать двигаться в нужную сторону. Благодаря этому ты будешь видеть что работа имеет какой-то успех, куда-то движется, а не бесцельна, бесполезна и безыдейна, как иногда кажется.

Выгорание

Выгоранию подвержены любые специальности и должности. Но менеджерская должность — это зона повышенного риска. На менеджерах лежит большая нагрузка: ответственность за команду и финальный результат, очень много мелких, повторяющихся дел, плюс коммуникативная нагрузка.

Единственное, что с этим можно сделать — делегировать все, что можно делегировать, отказаться от всего, что не очень важно. Матрица Эйзенхауэра вам в помощь по приоритизации. Отодвинуть какие-то менее важные дела, и сосредоточится на том, что горит сильнее. Постараться скинуть микроменеджмент и снизить коммуникативную нагрузку.

Когда все ушли на удаленку, я поняла, насколько сильно я уставала в офисе. Оказалось, что все эти смолл токи у кулера, чайника, миски с печеньками, в нагрузку ко всему, что делается по календарю (созвоны, собеседования и т.д), очень сильно выматывают. Карантин 2020 года дал нам уникальную возможность минимизировать этот момент и общаться столько, сколько необходимо, либо там где хочется.

Невидимость в арт-сообществе

Художники очень активно коммуницируют внутри комьюнити. Это сильно помогает, когда нужно что-то узнать или просто, поныть. Но если тебе нечего показать или сказать —  значит тебя не существует. Не загрузил что-то на Artstation, Instagram или в свой паблик — по сути тебя как бы и нет.

Эту проблему можно решить за счет роста в рамках работы. Если вы менеджер это не значит что вам нельзя больше рисовать на работе, это никогда не станут запрещать. Это повод снизить себе нагрузку, выбрав направление, которое вам интересно. Это будет гораздо продуктивнее, чем делать это вне работы. У вас есть доступ к огромному количеству компетенций ваших коллег, есть возможность получить фидбэк от специалистов в этой сфере, есть возможность воспользоваться накопленными знаниями вашей компании. Количество работ у вас, конечно, будет меньше, чем, если бы вы рисовали весь рабочий день, но качество этих работ точно не упадет.

Плюсы менеджерской роли

Самое главное в менеджменте — власть. В первую очередь, власть над своей загрузкой, своим планом развития и последовательностью, в которой ты выполняешь свои задачи. Власть над своим временем. На мой взгляд, это самое ценное, что может быть у человека. Безусловно, у менеджера тоже есть и план и цели. Он тоже работает в определенных рамках. Но при этом у менеджера гораздо больше свободы выбора, чем и когда заниматься на работе.

Чтобы развернуть эту мысль, рассмотрим более локальные вещи, которые очень ценны для художника в менеджерской должности, и которые сложно получить как-то еще.

Создание системы процессов

Это безумно интересная штука. Помните эпизод из «Теории большого взрыва», когда вся компания собралась на вечеринке в доме Воловица? Шелдон вызвался разобрать кладовку и пока все веселились, навел там идеальный порядок, подписал и расставил все по местам. На вопрос, не обижается ли он, что его оставили одного в кладовке, он ответил: «Это лучшая вечеринка в моей жизни».

Менеджерская позиция — это лучшая вечеринка в вашей жизни, если вам нравится придумывать пайплайны, оптимизировать процессы и в целом настраивать систему. Неважно, тайм-менеджмент это, или последовательность слоев в фотошопе, или что-то еще. Это огромная кладовка с бесконечным количеством задач, которые никогда не надоедают, потому что они всегда разные. 

Сканерство

Есть теория, по которой люди делятся на два типа — сканеры и дайверы. Сканеры скользят по поверхности, быстро переключаясь с одной темы на другую. Дайверы глубоко погружаются в одну тему и долго в ней копаются. Если у вас всю жизнь не хватало усидчивости чтобы много лет занимается одним и тем же, если вы постоянно переключаетесь, вам интересно что то новое — это самое то.

Ни одна линейная позиция не может дать возможность быстро переключаться между областями, специализациями и задачами. Художник на проекте в любом случае работает над определенным типом задач. Никто не переключается в рамках одной недели между UI, покраской текстур для моделей и концептом персонажки. А у лида это норма жизни. Это постоянное переключение между задачами и изучение новых для себя областей.

Управление своим временем

Об этом уже было сказано выше. С одной стороны, это звучит как шутка про домохозяек, которые что хотят, то и делают: хотят – пол помоют, хотят — посуду. В каком-то смысле это так и есть, потому что менеджеры в любом случае делают те задачи, которые нужны на проекте. Но у них есть возможность адаптировать свою загрузку под свое состояние. Когда ты можешь не писать документацию, а сесть за концепты, потому что у тебя настроение делать концепты — это очень здорово, и очень повышает продуктивность. Через силу это идет с гораздо меньшим КПД, чем должно бы быть.

Любопытство

Если интересно как работает проект с точки зрения кода, почему требования по нарезке графики такие, а не другие, если любопытно как строится управление мыслью пользователя при конструировании маркетинговых офферов, если всегда было интересно, что там под капотом, для чего именно мы рисуем все эти картинки, — то это уникальная возможность удовлетворить свое любопытство. Вам нужно будет ходить в соседние отделы и спрашивать, что именно, как и почему делается. Вы сможете узнать все не из сухих гайдлайнов, не просто получить четкий список каких либо требований, а спросить лично у ответственных за это специалистов. Если вам все время не дает покоя вопрос «зачем», это то самое место, где у вас будет возможность это выяснить.

Влияние на результат

Художник — очень счастливая специальность. Счастье в том, что вклад художника в прямом смысле виден в игре, даже если он не занимает руководящую позицию. Но если представить себе вклад каждого художника на проекте как вагонетки, нагруженные углем, то арт-менеджер прокладывает рельсы, по которым движется состав. Он влияет на то, как проект будет выглядеть в целом, куда он идет, какой у него вижн, какая атмосфера, что мы хотим сообщить пользователю. Общая картинка — это то, чем занимается арт-менеджер. Очень здорово чувствовать, что твое видение повлияло на целый проект, даже если ты руками все эти вещи не нарисовал.

Обучение других как способ улучшить свои навыки

Лучший способ разобраться в какой-то теме — попытаться помочь другому человеку понять ее. Пока ты ему объясняешь, ищешь примеры, литературу, ты сам начинаешь гораздо лучше в этом разбираться. Если у тебя таких людей не один а, например, пять, и раз за разом ты объясняешь каждому, то в итоге у тебя вырабатывается наиболее четкое понимание. Ты начинаешь лучше понимать, с какой стороны к этому подойти. Это выкристаллизовывается с той точностью, с которой никогда бы не выкристаллизовалось, если бы ты узнавал об этом только для себя.  Поэтому объяснение другим — это отличный способ наиболее четко сформулировать для себя, что и зачем мы тут делаем.

Заключение

Как известно, у самурая нет цели — только путь. У нас она есть. Наша цель — совместить арт и менеджмент и взять из этого самое лучшее. Менеджмент строится в первую очередь на личностных качествах менеджера, на его целях, на его ресурсах, ценностях, подходах — на его личности. Менеджмент — это не роботизированная среда. Каждый менеджер выполняет свою работу немного по-своему. Каждый менеджмент может включить в себя совершенно любой опыт.

Все эти годы меня не перестает завораживать, что абсолютно любой опыт, который был у тебя в жизни, можно принести в менеджмент и получить из этого какой-то профит. Нет никаких вещей, которые менеджмент стопроцентно отрицает.

Мне это все напоминает фильмы про боевые искусства, где старый мастер учит юного падавана и говорит: «Если противник ниже тебя — это твое преимущество. Если противник выше тебя — это твое преимущество. Если вы с противником одинакового роста — это тоже твое преимущество». С менеджментом то же самое. Если вы хотите продолжать активно рисовать на работе как менеджер — это ваше преимущество. Если вы не хотите этого делать — это тоже ваше преимущество как менеджера. Нет правильных путей и правильных ответов. Есть только цель – то, чего вы хотите достичь, а менеджмент — это только инструмент.

Статью подготовил Олег Мощенко.

Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Vkontakte, Pinterest.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделиться: