Top
2D артCG InspirationИнтервью

Feng Zhu: самообучение. Часть 2

Известнейший концепт-дизайнер Feng Zhu продолжает свой рассказ о том, как построить максимально эффективную систему обучения. Первая часть статьи находится тут.

Чего следует избегать при самообучении

Просмотр обучающих видео вместо практики. Очень частая ошибка. Туториалы не дадут  тебе абсолютно ничего, если ты их не отработаешь. Ты можешь отмазываться, что ты собираешь информацию, но если ты не закрепишь ее, результата не будет. Видео не равно обучению. Например, если я буду смотреть только баскетбольные туториалы, я буду знать все приемы, но на площадке я облажаюсь по полной программе. Ты учишься только когда практикуешься.

Поиск референсов и покупка книг. Раньше я скачивал сотни фото, обещая себе, что сделаю по ним проект, но это ничем не заканчивалось. Сейчас я ищу только то, что мне необходимо в данный момент, в остальное время я работаю. Приучи себя сначала начинать проект, а потом уже искать для него референсы, а не наоборот. Книги могут великолепно смотреться в твоей библиотеке, но если ты по ним не учишься, они бесполезны.

Социальные сети и форумы.  Это хороший способ найти единомышленников, но нельзя проводить там больше времени, чем за работой. Обсуждать концепт-арт, но не делать концепты — это не правильно. Если ты проводишь на форуме час, то на него должно приходиться 9 часов самостоятельной практики.

Откладывание домашней работы под предлогом «занятий, связанных с индустрией». Если ты смотришь мастер-класс какого-нибудь крутого художника и при этом физически не учишься, то ты просто наблюдаешь, как он что-то рисует. Чтение книги не разовьет твоих навыков. Ты можешь играть в видеоигры под предлогом того, что «там крутой дизайн, и ты многому научишься». Но это абсурд. Ты впустую потратишь свое время.

Будь честным с собой. Когда я учился, я сам часами играл в Doom, убеждая себя, что чем больше я играю, тем лучше я понимаю гейм-дизайн. Чушь. Это была просто трата времени. Сейчас, если я хочу поиграть, то я отдаю себе отчет, что я делаю это только ради того, чтобы расслабиться и отвлечься. Но я не буду убеждать себя, что игра поможет мне в карьере.

Даже чтение этой статьи не делает тебя лучше, если ты не применяешь полученные знания.

Слишком много поваров на одной кухне. Когда ты начинаешь обучение, на тебя обрушивается лавина информации от разных людей. Выбери себе одного-двух инструкторов и учись у них. Главное, чтобы ты видел свой прогресс. Разная информация от разных людей на первых порах может тебя запутать.

Оправдания. Главная отмазка, которую мы слышим от абитуриентов: « У меня куча отличных идей, но я не умею рисовать, и поэтому их не реализую». Складывается ощущение, что эти люди ждут какой-то волшебной таблетки или школы, которая сделает их художниками. Если же всего этого не будет, то они ничего рисовать не будут, потому что это трудно.

Это чушь. Если ты любишь концепт-арт, если ты любишь рисовать, то ты ДОЛЖЕН рисовать, неважно, насколько у тебя это получается.

Вторая отмазка: «У меня нет нужных гаджетов». Это уже курам на смех. «У меня нет мощного ноута или планшета Wacom, поэтому я не мог рисовать». Чтобы добиться успеха, для начала хватит карандаша и любого куска бумаги. Не нужно ни компьютера, ни планшета.

Никаких секретных формул/ чудо-кистей/ супер-мега-туториалов. В этом бизнесе нет НИКАКИХ мгновенных результатов. Я не знаю НИЧЕГО, что быстро сделает тебя лучше. Наши студенты очень много работают, они терпят неудачи, расстраиваются, мы им сопереживаем, потому что делаем все, чтобы научить их. Очень хочется, чтобы была волшебная таблетка. Но ее нет. Необходимо это осознать.

Если ты обучаешься самостоятельно, то для успеха нужны тысячи часов.

На чем надо фокусироваться

Интерес. Рисуй то, что любишь. Даже если выходит плохо, все равно рисуй. Нравятся корабли – вперед, полуголые девушки с мечами – не вопрос. Если ты приложил ручку к бумаге и напряг мышцы, чтобы ее передвинуть, ты сделал свой первый шаг в концепт-арте. Это то, чем ты будешь заниматься долгие годы, поэтому, поэтому любовь к рисованию обязательна.

Поставь себе цель. Например, пять страниц рисунков на твою любимую тему. Рисуй каждый день, чтобы приучить себя к периодичности и удовольствию от процесса.

Когда ты влюбился в рисование, время нарабатывать дисциплину. Ты обязан хорошо освоить базу (анатомия, перспектива, свет, цвет, композиция). Это скучно, это трудно, это нудно, но если ты хочешь заниматься концепт-дизайном, ты обязан владеть базой. На это у тебя уйдет как минимум полгода в шестичасовом режиме.

В интернете много фотобаша, спидпейнтинга, быстрых скетчей.  Это не база. Такие работы впечатляют любителей, но профессионалы за секунду замечают халтуру.

Создай себе проект. Например, дизайн, основанный на историческом периоде. Тебе придется искать соответствующие референсы, изучить моду, архитектуру и реалии того периода. Другим вариантом может быть супергерой – человек, костюм и его дом. Это может быть проект по книге. Используй ее текст, как спецификацию и не отклоняйся от нее далеко.

Придумай фантастическое существо. Скажем, оно обитает на планете, где нет света, и оно получает энергию из радиации. Как оно выглядит? Как адаптировались существа, живущие в темноте, на нашей планете? Ты прописываешь эти моменты. Затем рисуешь силуэты, прорабатывая форму. Эти существа большие или маленькие? Может, они плоские. Как устроено их обоняние? По силуэтам ты делаешь рисунок, а затем детализирушь его.

Результат не должен быть красивым. Сейчас ты учишь себя делать то же, что и все профессионалы: планировать – думать – понимать – силуэт – выбор – детализация – презентация. Если ты следуешь этой схеме шесть часов в день каждый день, через год у тебя будет хороший прогресс. Главное – помни, ты тренируешь не рисование, а концепт-дизайн. Линии и цвета – это лишь инструмент.

 

Рисование с натуры

Нужно ли рисование с натуры? Не обязательно. Этот навык больше полезен в искусстве или иллюстрации. В дизайне можно добиться большого успеха и без этого. Концепт-дизайнер исследует, понимает, придумывает. Большинства вещей, которые мы рисуем, не существует в реальной жизни. Нас больше интересуют принципы их работы. Например, фильм «Интерстеллар» основан на данных NASA. Но одной официальной информацией не обойдешься – она слишком скучная. В этом проекте рисование с натуры тебе ничем не поможет, нужно открывать книги про космические станции, скафандры, способы выживания на Марсе и тд, потом обобщать информацию и продумывать визуальный стиль концепта. Как будет выглядеть жилище на Марсе по мнению NASA и почему оно выглядит именно так? Если оно круглое, то почему? Это как-то связано с давлением? В таких вопросах рисование с натуры тебе не поможет. Но оно тебе точно не повредит. Если у тебя с собой скетчбук – открывай его и рисуй, потому что это про любовь к рисованию.

Советы

Окружай себя позитивом. В концепт-арте очень высокий процент неудач. Я говорю не о приеме на работу, а о процессе творческого поиска. Я могу провести весь день, рисуя силуэты, работая с референсами и информацией, но не найти хорошей идеи. Из всех концептов, что я создал, примерно 25% были одобрены. Остальные 75% так и остались «на бумаге». Но тебе нужны «неудачные» концепты, потому что дизайн – это эволюционный процесс. Финальный вариант рождается из проб и ошибок. И тебе нужно привыкнуть к этому. Скажем, из десяти твоих концептов примут один. Ты должен понимать, что именно девять «нет» помогли тебе прийти к одному «да». Это требует моральной стойкости. Если ее нет, ты сдашься. Поэтому так важно окружать себя позитивом. Любимые напитки, музыка, постеры, домашние животные, люди – всем, что поднимает тебе настроение.

Сосредоточься на своем прогрессе. Если вчера ты учился 5-6 часов, ты обогнал тысячу своих конкурентов. Увеличив количество часов до 10-12, ты окажешься в уникальной группе людей, которые обязательно достигнут успеха. Когда ты учишься и ты устал, ты зол, у тебя что-то не получается, подумай о том, как с каждым своим шагом ты обходишь других. Пока они играют в игры, сидят в соцсетях, ты становишься лучше.

Запасись терпением. Лучше делать правильно и не торопиться. Профессионалы рисуют быстро, потому что у них есть база, наработанная годами практики. Если ты попробуешь сделать спидпейнт за полчаса, то результат может выйти так себе. Трудись на перспективу. Из десяти часов рисования анатомии или костюмов ты вынесешь для себя гораздо больше, чем из этого спидпейнта. В процессе обучения ценится не скорость, а качество. И все знают, что это требует времени.

Выбирай, с кем общаешься. Трудолюбивые люди обычно общаются с трудолюбивыми людьми, лентяи общаются с лентяями. Если в твоем окружении есть люди, которые негативно на тебя влияют, много жалуются и отрывают тебя от работы, от них нужно отгораживаться, хотя бы на время обучения.

Получай удовольствие от работы. Любовь к тому, что ты делаешь, защищает тебя от стрессов и трудностей. Вспоминай детство, любимые игрушки, фильмы, мультики. Позволь себе быть ребенком, выдумывающим крутых инопланетян, космические корабли и сказочные миры. Когда я рисовал фреймы для Звездных воин, я настолько увлекся, что стал издавать звуки взрывов и стрельбы. Мои коллеги увидели это: «Смотрите, как Фенг разошелся!» — и вскоре весь отдел наполнился «ды-дыщь», «тррр» и «пиу-пиу». Потому что мы – гики! Да, мы профессионалы, но мы выросли на «Звездных воинах» и компьютерных играх, поэтому в душе мы все — чудаковатые ботаны. И это не нужно скрывать, ведь мы работаем в индустрии, создающей развлечения.

 

Читайте новости первыми на нашем канале в Telegram.

Подкаст переведен Максом Максимовым.