Top
3Dpapa рекомендуетТворчество

Дарк-арт. Психология страха

Поделиться

Вступление

Все мы чего-то боимся. Свои страхи мы можем не замечать, отрицать их или терпеть, отгораживаться, убегать или избавляться от них. Но в любом случае, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. В этой статье мы познакомим вас с Алексеем Михайловым Art Director AMT Games, который рисует dark art в качестве развлечения и отдыха. После чего психолог Ярослава Матвейчук расскажет о том, какими бывают страхи и как с ними можно бороться просто глядя на рисунки.

Как давно ты в индустрии CG?

Свой первый CG рисунок я сделал в 2008 году, когда у меня появился планшет, но рисую я еще со школы. Сначала я просто рисовал, чтобы хоть чему-то научиться, а когда мне показалось, что я уже достаточно хорош в этом, я начал делать портреты на заказ. Это был «мощный бизнес-план»: люди присылали мне свои фотки и говорили как они хотят себя видеть. Один, например, хотел чтобы на портрете он стоял в офигенном костюме, а у него в ногах валялась Мадонна.

Сейчас я занимаю позицию арт-директора в AMT Games. Здесь я работал над «Battle for the Galaxy», двумя частями «Epic War TD» и еще кучей всяких проектов. Сейчас мы выпустили «Heroes of War» и обкатываем закупку рекламы. Для себя мы с парнями (Макс Верёхин, Олег Вдовенко, Вадим Вдовенко и яорганизовали компанию Woof Games, и делаем там мобильные игры, которые нравится нам.

Что тебя привлекает в дарк-арте?

Кто-то прется по hard surface и моделит пушки и сай-файные ящики в огромных количествах, а я рисую чернуху. У меня нет каких-то специфических убеждений, на этот счет, мне просто нравится изображать то, чего нет в реальности. Можно было бы уйти в фэнтези: гномы, орки и прочее, но я этого терпеть не могу. Я же не буду рисовать то, что мне не нравится.

Используешь ли ты в своих работах сюжеты из реальной жизни?

Недавно я гулял с дочерью и увидел Снежноягодник — куст с белыми ягодами. Мы в детстве кидали их на землю и топтали ногами, чтобы они лопались (счастливое детство без интернета). Я записал себе идею — нарисовать мертвеца, покрытого этими ягодами, а сквозь него растет этот куст. Таких идей много, но далеко не на все из них удается выделить время.

Почему ты увидел это так?

Возможно, профессиональная деформация. Когда долгое время рисуешь такие картинки, мозг подтачивается под эти образы. Вряд ли мне представится солнечный пляж с этим кустом и ягодами. Но это не значит, что я только подобные ужасы вижу вокруг. Пляжи и прочее я тоже не прочь попредставлять.

Что для тебя сам процесс рисования?

Если все удачно складывается и мне никто не мешает, то это отдых без каких-либо переживаний в процессе. Раньше мне было жалко времени, потраченного на неудавшийся рисунок. Сейчас я без колебаний удаляю неудачные работы и приступаю к новым. Пытаться выдавить что-нибудь из фигни — не имеет смысла. 

Ты вкладываешь какой-то посыл в свои рисунки?

Нет. Каждый видит то, что ему видится. Например, мой арт с солдатом транслирует, что война — плохо. Но когда я начинал его рисовать, он был похож на смесь человека с деревом. Уже в процессе я увидел схожесть с солдатом и попытался как можно лучше передать его ошалелый взгляд.

Что, по-твоему, главное в рисовании?

Как правило, когда люди только начинают рисовать, они ломятся в ближайший художественный магазин и покупают огромное количество всевозможных карандашей и блокнотов с разной бумагой, обкладываются всем этим и думают, что в инструментах есть какой-то прикол. А он вообще не в инструментах. Главное — навык. Если хорошему художнику дать поломанный карандаш, он все равно нарисует хорошо. Может, будет ругаться, что карандаш сломан, но нарисует. Так что инструменты вторичны, в любом случае.

Что нужно, чтобы стать хорошим художником?

Нужно владеть основами рисунка. Если человек не научится рисовать кубики, шарики, пирамидки, простейшую точечную перспективу, то дальше начального уровня он не пойдет.


Курс «Digital Art. Basics» от Concept Art Education — это базовый курс цифрового рисунка, благодаря которому вы получите навыки работы с формами, объемом, цветом, тоном и материалами.


О каком фильме ты можешь сказать, что он повлиял на то, что тебе сейчас нравится?

В детстве я посмотрел «Нечто». Там очень крутая атмосфера. Но я не могу сказать, что он сильно на меня повлиял. Комиксы, фильмы, игры — это все поп-культура, которая помогает понять, что нам интересно, а что нет. Кому-то нравится мультяшек рисовать, кто-то прется по гномам, а кто-то по реалистичным бабам, которые валяются в подушках. Не думаю, что один фильм способен кардинально изменить интересы человека.

Психология

Теперь настало время поговорить о психологической стороне дарк-арта. Ярослава Матвейчук — Creative Director, психолог, групп-аналитик и автор образовательных курсов в школе психологии и софт скиллов «Моя комната» В прошлом работала над созданием проекта «Тесто Kids», делала курс «Командный интеллект» в «Багаже» и курс «Soft Skills» в «Тесто».

С каких времен в нас сидят страхи?

Страхи сидят в нас с самых древних времен. Они нужны нам, чтобы выжить. В начале нашего развития как вида, вокруг нас было много хищников, которые могли сожрать нас и наших детенышей. Выживал тот, кто прислушивался к своим страхам и был осторожнее.

В масштабах индивида, страхи появляются у нас еще до рождения. Не родившийся ребенок может испытывать страх, когда его мать напугана и в ее крови поднимается уровень кортизола. Новорожденный младенец беспомощен, вокруг него все резко меняется, он напуган и хочет есть, а самое безопасное, что ему доступно — сосок матери. Эти страхи остаются в нашем бессознательном, и впоследствии их число только растет.

Почему люди любят бояться?

Нам нравится не столько бояться, сколько испытывать гормональный всплеск после пережитого страха. Он происходит благодаря системе подкрепления успешного поведения. Это тоже очень древний механизм. Когда человек попадает в опасность, весь его организм в стрессе сжимается, но если он умудряется выжить, происходит выброс гормонов, поощряющих его за это. Что самое интересное, это работает даже если мы просто наблюдаем за опасной ситуацией. Когда смотрим фильм ужасов или еще что-то, что может нас пугать, мы все равно переживаем это так, будто принимаем в этом участие.

Если человек не любит фильмы ужасов, но будет их смотреть, они начнут ему нравиться?

В случаях с повышенной тревожностью — нет. Однако с их помощью можно научиться справляться с некоторыми страхами и фобиями. В фильмах ужасов часто показывают пауков. Глядя на них, люди с арахнофобией могут привыкать к ним и научить себя не так сильно их бояться. Раньше человеку с фобией давали банку с пауками, в которую он должен был засунуть руку и потерпеть. Очень негуманно, но кому-то этот ужас даже помогал. Сейчас появилась VR-психология, которая помогает воссоздать страхи или фобии и пережить их в виртуальной реальности.

Какие существуют направления и уровни страха?

Есть страхи и фобии — это две крайности. Страх — это то, с чем человек, в принципе, может жить. Он нас беспокоит, но не лишает способности действовать. Фобия может мешать нам выполнять те или иные действия. Например, страх замкнутого пространства, из-за которого человек не может зайти в лифт. Отдельно существуют экзистенциальные страхи, вроде того же страха смерти. Если мы не сталкиваемся со смертью другого, мы не замечаем этого страха и не думаем о нем. Но при этом он заставляет нас беречь себя, заботиться о своем здоровье, вести себя аккуратно.

Если говорить про уровни страха, есть некоторая шкала, которой можно его измерить. В начале идет опасение — легкая степень страха по отношению к чему-то новому, неизвестному. Затем тревога — источник страха начинает беспокоить на физическом уровне: учащается сердцебиение, дыхание, напрягаются мышцы. После тревоги появляется страх посерьезнее. Паника — подавляет логическое мышление и приводит к странным поступкам. Ужас — заставляет нас замирать в оцепенении, лишает способности действовать.

Еще можно говорить о социальных страхах. Страх отвержения обществом — самый сильный из них. Он может привести к внутреннему конфликту, когда человек боится быть отвергнутым обществом, и одновременно хочет быть его частью.

Со страхами на уровне тревоги или фобии можно работать, в том числе, при помощи искусства. Психоанализ говорит, что любое творчество — это выражение бессознательного автора. Автор всегда вкладывает в произведение что-то свое. Таким образом, через визуальный контент мы сталкиваемся с бессознательным другого человека, и немного с ним знакомимся.

Искусство помогает нам безопасно сублимировать свои страхи, или свои агрессивные импульсы. Мы можем быть очень злыми на что-то или на кого-то даже не осознавая этого. И если мы справимся с агрессивным импульсом, перенаправив его в искусство — пусть даже темное и пугающее, то мы большие молодцы. Тем самым мы снижаем собственную тревогу и желание кого-то обидеть.

Как страхи влияют на нас, на нашу повседневную жизнь?

В пределах выносимости страхи помогают нам. Если мы боимся попасть под машину, то мы аккуратно ведем себя на дороге. Но бывают страхи, которые мешают нам жить. Например, мы можем так бояться полетов, что лучше двое суток будем ехать в другую страну на поездах и автобусах, и при этом ненавидеть все это. Никакая статистика и рациональные доводы не помогут.

Есть очень много бессознательных страхов, которые мы не замечаем, пока они не начнут нам мешать. Некоторые страхи могут быть полезными в детстве, но вредными во взрослом возрасте. Например, страх публичных выступлений мог помогать мне в школе избегать ответов у доски. Если я буду заикаться от страха во время ответа, учительница пожалеет меня и не станет вызывать к доске. Но я уже взрослая и мне нужно выступить перед учредительным собранием, а я начинаю заикаться и потеть — это мешает мне нормально жить. Нужно работать со страхами, как только они начинают мешать.


Избавиться от тревожности и перестать бояться жить вы сможете на онлайн-курсе «Тревожная Тревога». Промокод «3DPAPA» дает 10% скидку на этот и другие курсы от «Моей комнаты»


Может ли визуальное искусство помочь в борьбе со страхами?

Через искусство можно знакомиться с предметами страхов, которые мешают жить. Понимая, что это изображение не причинит тебе вреда, можно использовать его, чтобы тренировать мозг меньше бояться. Вся когнитивно-поведенческая терапия так и учит людей справляться со страхами.

Можно ли судить о психическом или эмоциональном состоянии человека по артам, которые он создает?

Существует арт-терапевтическая диагностика, во время которой мы просим человека нарисовать, как он себя сейчас чувствует. Здесь важно не то, что он нарисовал, а то, как он про это рассказывает. Только в комплексе с объяснением автора можно говорить о том, что он закладывал в свой арт, и что из этого осознанно, а что нет.

Очень часто творчество помогает нам переработать наши чувства к близким и достичь катарсиса. Страх перед отцом, раздражение от вечных страданий матери — эти чувства невыносимы, но нам становится легче, когда мы выплескиваем их в рисунки. Некоторые художники, создавая свои картины, способны так глубоко это переживать, что могут разрыдаться или очень сильно обрадоваться, освободившись от чувств, которые их мучили.

Есть ли устаревшие страхи?

Конечно. Раньше мы передавали свои знания в виде легенд и сказок. Их целью было заложить детям некоторые знания о жизни, в том числе и страхи, чтобы уберечь их от диких зверей, разбойников, колдунов и прочего. Первоисточники сказок были прямо кровавые. Современный мир изменился, но страхи остались прежними. Почему мы работаем с фобиями? Боялся раньше человек пауков до ужаса — и хорошо. Страх помогал ему выжить. А сейчас от этого больше вреда, чем пользы.

Конечно, добавились и новые страхи. По большей части социальные и техногенные. Мы боимся технологий, мы боимся искусственного интеллекта, нас пугает неизвестность. Вот эти все теории, что искусственный интеллект всех захватит, что нас чипируют. Нам страшно, что мы не будем управлять своей жизнью. Но больше всего мы боимся неизвестности и беспричинности. Мне кажется, что неизвестность — это как раз про смерть. Это то, о чем мы никогда не узнаем наверняка, и будем бояться этого всегда.


В следующей статье мы поговорим с Максимом Верёхиным, который работал над концептами для Diablo, Mass Effect и других крупных проектов. В качестве специалиста по культурологии выступит Маргарита Аветисян, аспирант философского факультета ХНУ имени В. Н. Каразина. С ней мы обсудим значимые для дарк-арта явления и проследим истоки некоторых современных произведений искусства.

Статью подготовил Олег Мощенко.

Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Vkontakte, Pinterest.