Top
CG InspirationНовости

Слэнг cg-художника в геймдеве

Поделиться

Часть моих друзей — программисты. И когда мы собираемся вместе, то в разговорах они пугают меня словечками типа «рефакторинг», «бэкэнд» и «компилиться». Они спокойно могут в открытую делиться тайнами разведки, мой мозг не воспринимает это.

Слэнг, фичеризм — входной билет в закрытую тусовку. Говоришь заветные слова, и все тебя понимают, ты свой. Поэтому новичкам бывает тяжело понять, о чем это говорят люди в стримах, при чем тут «трубы», что хочет от вас ваш «лид», давая «фидбэк», ну и шуточки всякие мимо проходят.

Я собрала для вас самые распространенные слэнговые словечки с описаниями, дабы вы больше никогда не попадали в неловкие ситуации.

По крайней мере в неловкие ситуации, связанные со слэнгом в геймдеве.

Погнали!

Арт-слэнг

Пайплайн — это не прокладка труб. 🙂 Это формализованный процесс разработки, пошаговый план; ему можно обучить новичков. Если художники в команде придерживаются одного пайплайна, стиль проекта более однородный. Пример: “Для персонажей у меня вот такой пайплайн: сначала делаю скетч, потом лайн, потом заливаю цветами, потом рендерю мелочи”.

Рендер — термин пришел в 2d из 3d. Рендер в 3d означает просчет компом и отрисовку пиксель за пикселем всей сцены. Когда 2d художники говорят про рендер, они имеют ввиду ручную отрисовку большого количества мелких деталей, проработку света, добавление эффектов, и пр.. Я не встречала использование этого термина 2d художниками англоязычного сегмента в таком контексте. Пример: “Всю ночь рендерил кольчугу эльфийке! Результатом доволен!”

Matte-painting (мет-пейнтинг) — техника, часто используемая концепт-артистами, применение фото-текстур для создания концептов. Такой подход позволяет ускорить процесс, но многие новички излишне рьяно пользуются этим, отсюда некоторое порицание данного метода в арт-сообществе.

Фотобаш — техника, в которой используются готовые куски фотографий, которые коллажируются и обрисовываются поверх. Часто используется в концепт-арте для кино, т.к. там важна скорость и фотореалистичность.

Про фотобаш и matte-painting можно посмотреть вот это видео.

Китбаш — техника, аналогичная фотобашу, но вместо фото используются 3d модельки.

Спрайт (sprite) — чаще всего растровое изображение, которое используется в игре. Подробнее можно прочитать в данной статье. Пример: «Как-то ты криво спрайты сохранил! У них размер 2048 на 2048 пикселей!”»

Спрайтшит (sprite sheet) — набор спрайтов, например для покадровой анимации персонажа.

ГУЙ (Game User Interface, UI(User interface)/UX(User experience)) —интерфейс, элементы с которыми взаимодействует пользователь: кнопочки, плашечки, бары; элементы навигации, подсказки, и т.п..

Пропсы — отдельные объекты, иконки предметов. Одна из самых легких задач на старте. Пример: «Новичкам проще всего попасть в геймдев, рисуя пропсы».

WIP (вип, work-in-progress) — этими тремя буквами подписывают незаконченную работу, работу в процессе, когда хотят поделиться ею в сети.

FX («эфикс») — это звуковые и визуальные эффекты в кино и в играх. SFX(sound) — звуковые и VFX(visual) — визуальные соответственно .

VFX artist — художник, занимающийся разработкой эффектов(блестяшек, светяшек, взрывов, дыма, пыли и т.п.). Профессия на стыке арта и программирования. Художник по эффектам может, если нужно, написать шейдер или какой-то скрипт. По моему личному мнению художники по эффектам — просто богичны!

Шейдер — кусок кода, который проводит определенные манипуляции и выводит на экран картинку

Технический блок

Движок (game engine) — фреймворк для создания игр. Я попросила друга-программиста объяснить мне доступным языком, цитирую: «Игровой движок — это куча-куча кода, в котором специально оставили «дырочки». В эти дырочки прикладные программисты вставляют свои куски кода по правилам, определенным разработчиком движка. В движке реализована куча-куча разных возможностей, это как погружной блендер — меняешь насадки(то, что в дырочках), меняется поведение. Движок — это кусок игры. То, что скомпилируется в бинарные файлы, скопируется на устройство и запустится».

Юнити (Unity) — один из наиболее популярных движков. На нем сделаны такие игры как Ori and the Blind Forest, Monument Valley и Cuphead.

Анрил (Unreal Engine) — так же популярный движок. От Unity отличается языками программирования.

Системы контроля версий (SVN, Git, etc.) — программы, позволяющие нескольким людям работать параллельно над проектом, добавляя изменения на сервер по мере разработки. С этим термином напрямую связаны «коммит», «пуш-пул», «работать в ветке», «репозиторий», но если вам ничего не говорят эти слова, лучшее решение — почитать документацию о работе с конкретной программой.

Геймдизайн-блок

Геймдизайнер. Многие считают, что это графический дизайнер, работающий в игровой индустрии. Но это не так. Геймдизайнер — это человек в команде, который придумывает, какой будет игра. Как правило, он не рисует, а занимается такими вещами как баланс внутриигровой валюты, просчет длины сессии игрока, работает с сюжетом игры и т.п..

ГДД (GDD). Расшифровывается как Game Design Document. Его пишут геймдизайнеры перед стартом разработки, там прописаны основные идеи, механика игры и ее уникальные фичи.

Фичи (feature) — атрибут, особенность игры. То, чем она будет круче всех игр конкурентов. Примеры фич: открытый мир, уникальная система боя, система крафта, и т.д..

Билд (Build) — сборка игры с определенными конфигурациями и набором контента. Под разные цели могут собираться разные билды.

Игровая сессия — промежуток времени и действия внутри данного промежутка, от запуска приложения до выхода из него.

Механика — это функциональная основа происходящего. В игре может быть несколько механик. Например, можно играть в RPG и ловить рыбу в одной и той же игре.

Кор-механика — основная механика. То, в чем игрок совершенствуется, его основная деятельность в игре. Например, в шутере он стреляет.

Мета — дополнительные механики вокруг основной деятельности игрока. Например, в шутере мета — это когда ты прокачиваешь оружие, надеваешь скины и т.п..

Ретеншн (retention) — частота возвращения игроков в приложение после установки.

Day1, Day7, Day30 — имеется в виду ретеншн на следующий день, через неделю и через месяц. Это одни из основных показателей успешности игры, показатель вовлеченности игрока.

Киты — игроки, которые вливают много денег в игру, покупая дорогой внутриигровой контент(валюту, шмот, жизни и т.п.). Пример: “Мы с нашим магазином внутриигровым ориентируемся на китов!”.

Дельфины — среднеплатящие игроки.

Малоплатящих игроков называют как попало: кильки, шпроты, планктон. А все потому что денег они не приносят.

Менеджмент

Дедлайн (deadline) — момент, к которому нужно умереть, но сделать. 😀

Кранч — сверхурочная работа, связанная с приближением дедлайна. Пахать как вол днем и ночью.

Майлстоун (Milestone)  Точка в разработке игры или приложения, когда надо сдать промежуточный результат(например, потому что за него заплатят); обсудить и принять решения типа «добавлять/вырезать ли фичи» и «в том ли направлении двигается игра». Пример: “В первом майлстоуне у нас прописаны 4 игровых зоны, а сделано только две! Работаем, ребята!”.

МВП (MVP, Minimal Valuable Product) — стадия готовности продукта, билд, который покрывает большую часть потребности пользователя. Например, это может быть основа игры+кастомизация персонажа. Важно, что на основе МВП можно проверить гипотезы и в соответствии с результатами выстроить дальнейшую разработку.

Аутсорс (outsource) — передача разработки части контента фрилансерам или сторонним студиям, ради экономии времени и/или средств.

Фидбэк (feedback) — обратная связь от менеджера/артлида/продюсера, как правило список замечаний и предложений по улучшению графики.

Релиз (release) — запуск игры.

Софтлонч (soft-launch) — это не ланч. 🙂 Это запуск приложения в ограниченном ряде стран для «обкатки» того как ведет себя игра на рынке.

Модели распространения игр

f2p (free-to-play, условно-бесплатная)  модель монетизации, при которой игра предоставляется бесплатно, но внутри игры можно совершать покупки. Часто f2p путают с казуальными играми, но f2p не связана с жанром. Например, в популярную игру жанра «Королевская битва» Fortnite играют бесплатно, но внутри можно докупить модный скин.

Freemium (фримиум) — более широкое понятие, аналогичное f2p, используется, когда речь заходит не только об играх. Например приложения, в которых за деньги ты отключаешь рекламу, подпадают под эту категорию.

Paid (пейд)  Модель монетизации, при которой игрок сначала платит денежку(покупает диск или цифровую версию продукта), а уже потом наслаждается игрой. По данной модели могут распространяться как игры для PC и консолей, так и мобильные игры. Примеры мобильных пейд-игр: Monument ValleyFramedDevice 6.

Термины в маркетинге

Креатив — графика для рекламной кампании. Например, баннер или карусель(последовательность нескольких изображений).

Tier 1/2/3/… — может означать что угодно, но в маркетинге имеются в виду страны. К Tier 1 относят самые хорошо платящие страны(Канада, Франция, США, Соединенное Королевство, Норвегия и т.д.). С увеличением циферки платежеспособность, а следовательно, и заинтересованность в привлечении аудитории этой страны падает.

CTR(клик на показ), CVR, CTI, и тд — страшные термины маркетологов, показатели, означающие успешность рекламной кампании.

Классы игр

AAA-проект. Произносят как «трипл эй». Проект(игра) с высоким бюджетом именно на производство. Как правило ААА-игры выходят на PC и консолях, их графика — на острие технологий. Примеры игр: Uncharted, Detroit и God of War.

Alan Wake

AA-проект. Дабл эй проект. Игры, которые мимикрируют под высокобюджетные, но не дотягивают до титула трипл эй по качеству/бюджету/масштабности. Посмотрите вот эту и вот эту статью для большей информации.

Night in the Woods

Инди (indie games). Игры от независимых разработчиков. Т.е. ребята сначала сделали игру своими силами, а уже потом стали думать над изданием, тогда как обычно издатель спонсирует команду разработчиков. Или же игры, созданные с помощью краудфайндинга. В бытовом плане, когда говорят инди, скорее всего имеют в виду короткую игру с необычным артстилем и/или механикой. Примеры игр: Undertale, Witness, Night in the Woods.

Мидкор (mid-core) — игры средней сложности для искушенных игроков. Характерны довольно высоким порогом вхождения — ваша бабушка вряд ли осилит, ориентированы на мужчин от 25 до 45 лет. Отличный пример такой игры на мобилках — Clash Royale.

Казуалки (casual games) — игры с низким порогом вхождения. Приятная, чистая графика. В большинстве случаев нет насилия, все вокруг сверкает и ми-ми-ми. Это не значит, что игра «простая», на 2х тысячном уровне Candy Crush вы никогда не побьете вашу бабулю. Кривая сложности построена так, что она плавно нарастает, достигая заоблачных высот. Примеры: Homescapes, Township, Bubble Witch Saga.

Механики игр

Матч3 (match3, три-в-ряд) — механика игры, основной принцип которой — собирать фишки на поле по 3 одного типа(цвета, формы) в ряд. Примеры игр жанра: Bejeweled, Candy Crush, Gardenscapes.

Джелисплэш (jelly splash) — механика игры, где ты тянешь цепочку через фишки одного цвета. Название механика получила в честь игры, принесшей ей популярность. Примеры игры жанра: Jelly Splash, Best Fiends.

Бласт (blast) — механика игры, где ты тапаешь на фишку определенного цвета и этим взрываешь весь блок фишек данного цвета, стоящих рядом. Минимум таких фишек должно быть две, поэтому эту механику еще называют match2. Название механика получила в честь игры, принесшей ей популярность. Примеры игры жанра: Pet Rescue Saga, Toy Blast, Toon Blast.

Батлер — игры про прокачку отряда персонажей. Такие отряды воюют с другими отрядами (PVE) и мобами (PVP). Пример игры данного жанра: Heroes Charge. Бывают карточными, наличие персонажа — условность.

PVP (player versus player) — режим игры, где противники — другие игроки.

PVE (player versus environment) — режим игры, где противниками управляет компьютер.

Супер-кэжуал (super-casual games). Игра с супер-низким порогом вхождения. В них сможет играть даже ваш кот. Буквально. Самые знаменитые издатели в таком жанре — KetchApp и VooDoo. Иногда в сети такие игры называют «hyper-casual».

One-finger games/one tap games. Разновидность супер-кэжула. Играется одним пальцем: тапом, свайпом. Не обязательно легкая, но управление в ней простое. Например, Crossy Road.

ХОшки (HO games, HOPA, Hidden Objects, iSpy) — механика игры, «поиск предметов» на захламленной сцене. Они есть как в «премиум» модели монетизации (можно посмотреть у издателя Big Fish Games), так и f2p(одна из механик Criminal Case, Midnight Castle, Seekers Notes). Когда речь заходит о ХОшках чаще всего представляют премиум-игры для дам за 50 в фэнтезийно-винтажном сеттинге. Но это не так, прежде всего это механика, а ее можно засунуть и во вполне «приличную» игру.

Социализация

Геймджем (Gamejam) — ограниченный по времени ивент по разработке игр. Название произошло от смеси слов game и jam session(совместная музыкальная импровизация). Например, два дня на создание игры с нуля без предварительной подготовки. Прототипы, сделанные в рамках геймджемов, как правило, прекрасны. Среди них — нашумевший благодаря шикарнейшей графике и садистской системе управления Enviro Bear 2000.

Хакатон (Hackathon) — форум по разработке ПО, ограниченный по времени ивент. Не обязательно связан с играми, но в русском сегменте геймджем часто называют хакатоном. Изначально марафон для программистов-криптографов.

Людумдэр (Ludum Dare) — один из известных геймджемов. Игру создают по теме, набравшей большее кол-во голосов. После 48 часов разработки все игры выкладывают на оф.сайте.

Enviro Bear 2000, игра, созданная в рамках Ludum Dare

Такие дела. 🙂
Если вам понравилась статья — поделитесь с друзьями!
Если вам не хватает разъяснения какого-то термина или вы видите неточность — напишите мне, и мы вместе сделаем статью лучше.
Любите арт и геймдев? Буду рада видеть вас в своем паблике by HN.

Источник