Top
3D артИнтервьюКонцепт арт

Виталий Булгаров: слагаемые успеха. Часть 1.

Виталий Булгаров осуществил свою американскую мечту, стал самым известным специалистом по hard surface в 3d-индустрии, работал над созданием синематиков, фильмов, медицинского оборудования и настоящих роботов. Из этой статьи вы узнаете, как ему удалось добиться такого успеха и не останавливаться на достигнутом.

О планировании

Нельзя одним выстрелом попасть в две мишени. Ты должен выбрать себе одну цель. Я осознал, что надо делать модели под продакшн, или заниматься дизайном. Поэтому я начал осваивать дизайн в свободное время. Я стал интересоваться, как я могу работать быстрее, как я могу оптимизоровать мои усилия. Выстроить эффективную и продуктивную систему работы – непростая задача. Софт, гаджеты и компьютеры – это 20% результата. Остальное зависит от того, как ты живешь: что ты ешь, сколько спишь, сколько раз в неделю занимаешься спортом, какие книги ты читаешь и с кем ты общаешься.

Ключом к интенсивной и продуктивной работе является твоя личная способность выполнять любые задания с энтузиазмом, позитивной энергией и четким видением результата. Это отдельная дисциплина, которая стоит того, чтобы ее изучить. Чем бы ты ни занимался – 2d, 3d , дизайн, бизнес, спорт – везде действуют те же принципы эффективности.

Я читал статью о том, как планировать ежедневные дела в долгосрочной перспективе, и идея сводилась к тому, что все в твоей жизни – это набор секунд. Жизнь состоит из череды лет. Каждый год состоит из череды месяцев, недель и дней. И единственный способ планирования дня – это учитывать то, как ты проведешь минуты и секунды. Поэтому когда ты моделируешь, то работать надо так, словно от этого зависит твоя жизнь.
Технологии стремительно развиваются. Количество информации растет. Мы не знаем, что будет завтра. Единственный способ подготовить себя к будущему – это сегодня делать лучшее, на что ты способен. Неважно, устал ты или не в настроении. Если ты ежедневно выполняешь поставленные перед собой задачи, ты сформируешь привычку, которая поможет тебе «на дистанции».


Чтобы сделать мой день максимально продуктивным, я обычно планирую дела с вечера. Когда я просыпаюсь утром, у меня уже есть готовый план и мне не нужно заморачиваться с выбором занятия. Я просто начинаю выполнять задачи одну за другой. Обычно я составляю список самых важных дел на день в порядке важности и назначаю каждому из них дедлайн. Тем самым я убираю различные занятия, которые могут меня отвлечь.

Каждый элемент, над которым я работаю, разбивается на составные части со своими дедлайнами, которые ставятся с учетом основной цели. Главная причина такого тщательного планирования заключается в том, что если у меня нет четкого видения результата и списка задач с дедлайнами, то мой разум будет отвлекаться – на веб-серфинг, книги/статьи или даже на излишнюю детализацию какой-нибудь маленькой части дизайна. Я отсекаю все раздражители, которые не способствуют достижению моих целей на день.

Когда я делал 10 мехов за 10 дней, я использовал таймер. Я словесно описывал каждый элемент дизайна и выделял на него время – 10-15 минутные отрезки. И это отлично работает! Скажем, я делаю плечо меха и хочу сделать крюк для троса на суставе. Если я не укладываюсь вовремя, то я к этому не возвращаюсь, и мой дизайн остается без крюка.


В дизайне всегда не хватает времени, чтобы сделать все, но всегда достаточно времени, чтобы сделать самое важное. Ты спрашиваешь себя: «О чем мой дизайн?», — и выбираешь три самые главные вещи. Скажем, это 1) робот на двух ногах 2) с гранатометом на спине и 3) злобной квадратной головой. Если ты сделаешь их хорошо, то 80% работы выполнено. Это принцип Паретто. 20% усилий дают 80% результата. Оставшееся время вы можете посвятить детализации и наведению лоска.

В жизни важно соблюдать баланс. Для этого ты должен подробно прописать, сколько времени ты уделяешь семье, сколько спорту, сколько ты работаешь, что ты ешь и тд, чтобы в твоей голове была предельная ясность. Устанавливая свой распорядок, ты получаешь энергию под свои задачи, а до тех пор, пока планы и желания находятся на гипотетическом уровне, они ничего тебе не дают. Имеет значение только действие, а не пустые размышления.

 

Об обучении

Каждые год-два я устраиваю себе что-то вроде личного экзамена, чтобы улучшить мои навыки и проработать слабые стороны. Например, ты не понимаешь анатомию предплечья. Выдели себе пару недель и изучи этот момент до автоматизма. Рисование предплечья каждый день по 14 часов выстроит нужные нейронные пути в твоем мозге. Так же и с Zbrush. Многие художники не могут привыкнуть к интерфейсу. Посвяти неделю исключительно работе в Zbrush, и ты навсегда решишь эту проблему. Когда Zbrush только появился, у меня был рождественские каникулы, я вложил неделю в его изучение, и с тех пор у меня не было никаких сложностей ни в работе с ним, ни с освоением обновлений.

Обучение методом погружения – самый эффективный способ обучения в долгосрочной перспективе. У большинства людей ошибочная тактика. Они ищут мгновенного вознаграждения, быстрого результата. Линкольн сказал: «Если вы дадите мне 6 часов на то, чтобы срубить дерево, четыре часа из них я буду затачивать мой топор». То же касается и обучения. Если вы инвестируете чуть больше вашего времени в то, чтобы хорошо выучить программу, или освоить какую либо технику, это будет приносить вам дивиденды всю жизнь.


Когда я работал над Black phoenix, я ставил себе целью приобрести новые привычки – улучшить то, как я управляю своми временем, как принимаю микро-решения в дизайне и моделировании. Я хотел сломать старые привычки «чистого» моделирования под сабдив, которые сформировались у меня за 10 лет работы. Я не мог сделать это «наполовину». Мне нужно было идти до конца, поэтому я работал 11 дней по 16 часов. Это было трудно, но в результате я получил новые привычки. По науке новая привычка формируется за 21 день.

Скульптор Simon Spiderzero Lee устроил себе похожее испытание, но он работал 20 дней подряд. И каждый день – невероятная детализированная скульптура. Казалось, он должен устать, но он делал все более крутые работы изо дня в день. Именно он вдохновил меня на мой челлендж. Когда он проводил мастер-класс у нас в Blizzard, я был поражен его подходом к созданию концепта.


Я обратил внимание на самую главную особенность художников – стремление сделать совершенную работу. Тем самым они только усложняют ее создание. Совершенство недостижимо. Гонка за ним порождает отсуствие дедлайнов в персональных проектах, что в свою очередь ведет к негативным мыслям и раздражению. Как-то я тоже начал проект в стиле «закончу, когда закончу». У меня ушло три месяца и результат получился паршивейшим. Куча деталей без всякой идеи. Голод, который мы чувствуем как художники, желание достичь космоса в поисках совершенно новой идеи иногда затмевает главное – какие пропорции у моей работы и о чем она? Не нужно много деталей, чтобы создать качественный проект.

Ты должен принять факт, что в новом поколении художников будут люди, которые будут лучше, чем ты. Поэтому когда достигаешь определенного уровня знаний, которыми ты можешь поделиться – это нужно делать. Лучший способ узнать что-то новое о дисциплине, которой ты занимаешься – это обучать других. Опустошая свой сосуд, ты наполняешь его новой информацией, новыми смыслами. Когда я делюсь своими знаниями, я чувствую себя уязвимым, и это хорошо. Это мотивирует меня меня получать новые навыки.

То, что ты делаешь, должно быть трудно. Но не раздражающе трудно. Если тебе тяжело и ты злишься, значит, ты делаешь неправильно. Чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. Никаких обходных путей нет. Придется попотеть, но ты будешь знать, что заработал свой успех.

Наполеон Хилл говорил, что для достижения цели нужно две вещи. Первое – четкое видение этой цели, второе – понять, что нужно для ее достижения, какова цена. Мостом между этими двумя элементами будет твоя готовность заплатить эту цену. Ты просыпаешься с утра и говоришь себе: « Зарабатывай свою мечту! Пора поработать!». Это будит тебя по утрам без всякого кофе.

Статья создана на основе аудиоподкаста и этой статьи.