Top
2D арт3D артЗа кулисамиИнтервьюКонцепт арт

Ben Mauro: бизнес-искусство-жизнь. Часть 1

Поделиться

Концепт-дизайнер и арт-директор Ben Mauro рассказывает о том, как успешно работать на себя, совмещая творчество и личную жизнь.

Мир работы

Я родился и вырос в США, где привычным образом жизни считается схема: детство, школа, высшее образование, работа в большой компании и, наконец, пенсия — время, когда вы можете насладиться жизнью, если работали достаточно усердно. Я никогда не принимал этот сценарий, и всегда подозревал, что может быть какой-то другой путь, но эта идея окончательно оформилась у меня только спустя несколько лет после того, как я попал в индустрию.

Итак, вы сотрудник в большой студии. Допустим, там работает 500 человек. Первое время это кажется отличной ситуацией: вы участвуете в больших проектах, учитесь у опытных коллег. Спустя некоторое время я начал понимать, что есть вещи, которые мне необходимы, чтобы чувствовать себя счастливым: получать признание и достойную оплату моего труда, работать над проектами, которые мне интересны, обладать свободой передвижения по миру и иметь свою интеллектуальную собственность, права на которую принадлежат только мне. В студии я мог получить только один из этих пунктов, и спустя 3-4 года это перестало меня устраивать. Я почувствовал необходимость самостоятельного творчества и свободной жизни, чтобы мне хватало времени и энергии для моих интересов.

В студии вы работаете 5 дней в неделю, ходите в офис, делаете то, что вам говорят. Наступают выходные, и иногда они принадлежат только вам, но в большинстве случаев, студия попытается наложить лапу и на это время. Такое положение вещей породило во мне чувство, что я, в каком-то смысле, оказался в ловушке. Даже несмотря на то, что я любил свою работу. У меня возникли мысли о том, как было бы классно разбивать неделю на небольшие временные промежутки, когда я буду выполнять заказы собственных клиентов и как это может привнести в мою жизнь свободу путешествовать и заниматься всем тем, чем бы мне хотелось. На тот момент я не знал никого, кто бы жил таким образом, и мне пришлось учиться этому самостоятельно, путем проб и ошибок.

Правило 3-х лет

Я думаю, что нужно планировать жизнь отрезками по 3 года. Этого периода хватает, чтобы хорошо освоить любой навык и достичь ощутимого успеха в жизни. После трех лет вы начинаете увязать в зоне комфорта, так что вам необходима возможность встряхнуться, выбрать новый челлендж, освоить новую область в вашей работе или отправиться в свободное плавание.

После того, как я попал в киноиндустрию, я заметил, что люди,  уже много лет работающие над фильмами не имели право демонстрировать свои работы. Поэтому я начал инвестировать время в персональные проекты на случай, если через три-четыре года, которые я проведу на проекте, тоже не смогу разместить мою работу в портфолио.

Жизнь на чемоданах

После долгих раздумий и сомнений, я решил просто действовать, а проблемы решать по мере их возникновения. Все мое имущество состояло из чемодана с одеждой, рюкзака с ноутбуком, планшетом, сканером, карандашами и бумагой, и сумки с фотокамерой и объективами. Когда я переезжал из Лос-Анджелеса в Новую Зеландию (для работы в Weta Digital), я распродал большинство своих вещей, и то, что оказалось необходимо, докупал уже на месте.

Такой подход очень освобождает вас. Думаю, что ощущение «увязания» в рутине возникло и по той причине, что в моей жизни было слишком много ненужного барахла. И отказ он него стал потрясающим опытом, который я рекомендую попробовать всем, хотя бы на какой-то период, чтобы понять, что вам по-настоящему необходимо в жизни.

Мне очень нравится идея, что для жизни мне нужны только мысли в голове и несколько инструментов для работы. И я могу находиться в любой точке мира, лишь бы там был интернет и ноутбук. Это потрясающее чувство.

Это некоторые из моих рабочих мест, которые я сменил за три прошедших года. У меня все больше появляется желание осесть где либо, но пока оно существует в формате «полгода дома — полгода в путешествиях». Я пока не определился до конца с этими планами и сейчас живу, исходя из моих ощущений внутреннего комфорта.

Это места, которые я посетил, работая над самыми крупными кинопроектами. Очень круто, что путешествия совершенно не мешают уровню производительности, чего я раньше опасался. И большинство клиентов совершенно не волнует, где ты находишься. Пока ты сдаешь работу в срок, им все равно, чем ты там занимаешься.

Минимализм в жизни

Я думаю, что очень важно уметь жить, обходясь минимумом. По-крайней мере, по началу. Так легко захламлять жизнь разными вещами. Нужно научиться быть счастливым с минимумом имущества. Очень важное осознать, что даже если в твоей жизни нет ничего, ты все равно можешь быть счастливым. И когда вы это понимаете, то вещи, которые вы добавляете в свою жизнь впоследствии, делают ее еще более счастливой и помогают вам двигаться в избранном направлении.

Развитие себя как бренда

Очень важно иметь персональный вебсайт с сылками на различные платформы, где представлены ваши работы. Если выходит новый продукт Apple, то вы идете на официальный сайт, смотрите конфигурации, предложения и все это добавляет ценность этому продукту. Его реальная цена обычно в 4-5 раз ниже той, по которой его продают, но благодаря имиджу и презентации, вы все равно хотите купить его.

Я думаю, что в случае с художниками этот принцип тоже можно использовать. Вы централизуете всю информацию о том, кто вы и чем занимаетесь на один сайт, создавая личный бренд.

Если я вижу художника, у которого есть только страница на artstation, то я могу сомневаться относительно его уровня навыков. «Почему у него нет сайта? Он не уверен в себе? У него не хватает опыта?». Компании наниматели будут готовы платить вам больше, если у них сложится впечатление, что вы – серьезный специалист в индустрии.

Помимо присутствия на площадках, связанных с искусством, есть еще различные информационные и новостные сайты по CG, большинство из которых делает интервью с художниками. Вам нужно только связаться с ними, и они будут счастливы сделать статью о вашей крутой работе. Это требует усилий, но помимо работы над проектами, мы должны постоянно продвигать себя, рассказывая о себе людям. Учитывая большое количество различных сервисов, где вы можете создать сайт за день, нет поводов этого не делать.

Базовая бизнес-стратегия

Ваш бесплатный контент – интервью, группы, подкасты и видео на Youtube – генерируют траффик для ваших платных продуктов и услуг. Это помогает вам достигать ваших целей в реальной жизни.

Я хочу, чтобы вы задумались о пассивном доходе. Большинство проектов в индустрии устроены довольно просто. Вас нанимают, вы делаете работу, вам платят. Если же вы сделаете туториал для Patreon или Gumroad, напишете книгу или создадите контент для игры, например, в Steam Workshop, то они будут приносить деньги без усилий с вашей стороны. Возможно, прибыль этих продуктов по отдельности не так высока, но по мере создания новых, доход будет складываться, и вы обнаружите, что он уже покрывает аренду и ваши расходы, и вы сможете заниматься, чем захотите. Для меня это всегда было конечной целью – прекратить крутиться, как белка в колесе, работая «на дядю», без долгосрочных перспектив и целей.

Планирование портфолио

Когда вы задумываетесь о том, чтобы перейти на фриланс, убедитесь, что ваши работы в портфолио демонстрируют вашу способность осуществить весь производственный цикл — создать идею и довести ее до финального результата. Концептинг – это очень быстротечный процесс, а дальше следует доскональная разработка каждой детали вашего проекта, правки и тд. Если клиент будет видеть, что вы можете показывать хорошие результаты на всех стадиях работы, вас будут нанимать не на несколько недель, а на годы.

Визуальная библиотека

Чтобы быть успешным в долгосрочной перспективе, у вас должна быть большая визуальная библиотека. Вы должны знать, какие образы и персонажи были до того, как вы пришли в индустрию, чтобы быть способным вывести дизайн на новый уровень. Некоторые молодые художники говорят мне: «Я не хочу изучать никакие концепты, я хочу придумывать свое, оригинальное». Потом они показывают мне работы, и я вижу, что это уже было в «Призраке в доспехах». А они мне: «Эээ, а что за «Призрак в доспехах?»

Да, знания концепт-дизайна прошлых лет несколько затрудняют вашу работу, потому что вы то и дело будете замечать в своей модели мотивы фильма или комикса, но это поможет вам предложить клиенту что-то действительно уникальное и удовлетворить его запросы. К вам будут обращаться клиенты с фразами вроде: «Я хочу чтобы было как в «Призраке в доспехах» и Metal gear solid». Если вы не знаете, о чем идет речь, то вам будет сложно попасть в тематику или же вы будете казаться некомпетентным специалистом.

Изучайте историю индустрии развлечений с самого начала, чтобы понимать те ссылки, которые люди используют в своих проектах. Помимо этого интересуйтесь историей архитектуры, искусств, комиксами скульптурой – тем, как художники рассказывают истории с помощью образов на протяжении столетий.

Сверх того, изучайте мир в целом – эволюцию жизни на земле, историю оружия и военной формы, космос, автомобили, то, как микроскопические клетки развиваются и создают огромные живые организмы… Изучайте все обо всем. На это уйдут годы, но это сделает вас более классным дизайнером.

Я считаю, что наивысшая форма творчества и лучший способ создать что-то уникальное – это смотреть на жизнь вокруг нас, как это делали великие люди в прошлом, интерпретировать ее и на основе этого приходить к собственным выводам о том, как может выглядеть тот или иной объект или существо. Если же вы вместо этого будете ориентироваться на чужой дизайн, то навсегда застрянете в переработке интерпретаций других людей. Ваши работы будут копиями копий, и никогда не обретут оригинальности.

Логика портфолио

Когда вы планируете свое портфолио, вам предстоит решить, будете ли вы специалистом в конкретном направлении или универсалом. Я знаком с суперуспешными художниками из обоих лагерей, так что этот выбор больше касается личных предпочтений. Я считаю, что на дистанции универсальность предоставит вам куда больше опций – когда и какой взять проект, как много проектов будет у вас в работе и тд., особенно если вы собираетесь стать независимым фрилансером, и вашей задачей будет предложить клиенту как можно больший спектр услуг.

Ваша доступность

Сделайте так, чтобы клиенты могли легко найти и нанять вас. У меня много знакомых, которые прячутся за никами и компаниями из одного человека, ставят изобретательные подписи под своими работами или вообще их не ставят. Не стоит ждать, что продюсеры начнут гуглить вашу работу, чтобы выяснить, кто ее автор. Пишите ваше имя на вашей работе четко и внятно. Вполне реально, что она окажется на референс-борде одной из крутых компаний, и они захотят вас нанять. Также позаботьтесь о том, чтобы клиент мог легко увидеть  ваш имейл на у вас на сайте. Казалось бы, это очевидный момент, но вы удивитесь, сколько раз я хотел порекомендовать моих друзей для той или иной работы и не находил их координат. И если уж я не смог этого сделать, то компании точно не будут тратить свое время на поиски.

Суть профессии

Важно понять, что концепт-дизайнеры – это люди, решающие проблемы. Если вы каждый день сможете предлагать оригинальные решения проблем для ваших клиентов, то никогда не останетесь без работы. Постоянно развиваясь и превосходя ожидания, вы обрастете клиентами, которые любят с иметь с вами дело. Так что вопрос о работе будет решаться одним телефонным звонком или имейлом.

Я выстроил собственный алгоритм, с которым я подхожу к каждой дизайнерской проблеме. В рамках брифа я обычно:

1) Даю клиенту то, что ОН хочет.

2) Даю клиенту то, что Я хочу.

3) Даю клиенту что-то неожиданное.

Особенно хорошо это работает на ранней стадии проекта, когда заказчик точно не знает, что ему нужно и есть шанс подтолкнуть его в выгодном для вас направлении.

Понимание производства

Перед тем, как отправиться в самостоятельное плавание я настоятельно рекомендую поработать над какими либо проектами от начала и до конца. Это поможет структурировать понимание пайплайна и добавит знаний о том, как решать проблемы всех стадиях производства. На фрилансе вы должны понимать, что нужно клиенту на каждом этапе вашего проекта. Мне в свое время очень помог опыт работы над фильмами в Weta Digital, поэтому я всегда понимал нужды клиента. Этому нельзя научиться на курсах или в вузе, только во время реального проекта.

Продолжение следует…

Подкаст на английском языке находится тут.

Читайте новости первыми на нашем канале в Телеграм.