Top
Обучение

Анатомия стилизованных персонажей

В статье расскажем о том, как устроены стилизованные персонажи с точки зрения анатомии, и каких принципов стилизации придерживались художники для создания персонажей известных мультфильмов.

Своим экспертным мнением делится Алексей Белоусов – 3D Artist White Werewolf Tavern. Алексей окончил медицинский университет и знает об анатомии не понаслышке.

Определение

Стилизация – это намеренное локальное изменение пропорций объектов, цель которого улучшить читаемость сложных форм и их восприятие. В стилизации персонажей применяют два основных приема: гиперболизация – выделение и преувеличение индивидуальных качеств персонажа, и упрощение – отказ от второстепенных, маловыразительных деталей.

В индустрии цифровой графики, стилизация необходима также для иных целей. Например, в анимации упрощенные стилизованные персонажи проще поддаются деформации, что позволяет еще больше гиперболизировать их и добавить выразительности при помощи движений. В игровой индустрии, упрощенные персонажи требуют меньших ресурсов при моделировании, риггинге и анимации.

Из этого можно сделать вывод, что стилизация необходима для оптимизации процессов производства визуального контента.

Теперь давайте разберем конкретные примеры, опираясь на известных персонажей из анимации.

Зверополис

Во вселенной Зверополиса все животные имеют свой характер и именно стилизованные, утрированные формы дают зрителю информацию о персонаже. Сразу нужно отметить, что анатомия главных героев гуманизированная. То есть они прямоходящие и имеют ряд других особенностей, свойственных человеческой анатомии.

Главный персонаж, лис по имени Ник Уайлд, имеет заостренные черты (нос, уши, хвост), что свидетельствует о его опасности, остром уме и хитрости. У зайчихи Джуди Хопс, напротив, округленные формы (нос хвост и лапы).

Если рассмотреть анатомию, то у лиса вытянутый торс и малый таз (что характерно для собак), большая голова, узкие плечи, стопы довольно велики. У Джуди можно заметить расширенную область бедер на фоне узкой талии, очень маленькая грудная клетка и упрощенные, зауженные голени. Наибольшему упрощению подверглись именно голени и бедра Джуди, а также торс Ника. В то время как головы персонажей и их ступни – гипертрофированы.

Человек-паук: Через вселенные

Весь проект имеет интересный визуальный стиль, так как в нем совмещены 3D модели и постобработка с 2D эффектами их комиксов. Что касается анатомии и персонажей, мы можем наблюдать типичную для Диснея стилизацию: цилиндрические вытянутые конечности и упрощенный торс без особых акцентов на мышцах.

Выраженные отличия можно проследить в головах персонажей. У Питера Паркера вытянутый череп с массивной нижней челюстью, что указывает зрителю на грузность и возраст персонажа. Остальные части лица также удлинены.

У Майлза Моралеса широкий нос с пухлыми губами, прямоугольная форма черепа, подчеркнутая формой волос. Прямоугольные, угловатые формы, нелепые, быстрые движения и живая мимика, все это говорит зрителю, что перед нами подросток.

У Гвен Стейси овальное лицо, что показывает ее гендерную принадлежность, небольшой рот на фоне стандартных для анимации глаз. Подобные черты прослеживаются у всех принцесс Диснея: Рапунцель, Моана, Бель. Маленький, узкий подбородок на фоне больших губ характерно для младенцев поэтому подсознательно такое сочетание привлекает и подкупает. Миловидные формы в сочетании с асимметричной прической дают зрителю понимание о том, что этот подросток хоть и имеет красивую, юношескую внешность, но при этом нестабильный и эмоциональный.

Душа

В мультфильме Душа, степень стилизации самая явная, а намеки на анатомическую достоверность минимальны, по сравнению с другими, представленными в статье персонажами. Части тела главного героя Джо Гарднера вытянуты еще больше, чем в предыдущих примерах. Примечательно, что в отличии от персонажей из Человека-паука, в нем сочетаются узкие плечи и живот на фоне вытянутых конечностей. 

Это сразу говорит зрителям, что персонаж не супергерой и не спортсмен, с самого детства он занимался музыкой. Его торс и голова похожи на грушу, глаза очень маленькие, вместе со всем мозговым отделом черепа. Нижняя часть головы, напротив, гипертрофирована. Это позволяет подчеркнуть расовые анатомические признаки и охарактеризовать героя, как мягкого, нерешительного, но доброго человека.

Геркулес

Художники мультфильма Геркулес, брали за основу простые геометрические фигуры и орнаменты, которые использовались в античности. Сильными приемами стилизации можно считать отсутствие переносицы, где нос плавно переходит в лоб, выраженный подбородок, широкая трапециевидная шея, узкая осиная талия и большие ступни. Завиток, как декоративный элемент очень гармонично вписывается в области колена, локтя, подбородка и ушей. Пропорции Геркулеса свидетельствуют о немалой силе (узкий таз и широкие плечи), но проработки отдельных мышечных групп нет, в отличии от следующего героя.

Тарзан

На мой взгляд, это идеальный пример стилизации мужской фигуры и применения такого понятия как flow – когда поверх конечностей и туловища персонажа можно нарисовать условные восьмерки. Это говорит о сбалансированности форм.

У героя широкие плечи, мощные предплечья и голени (последние выгодно дугообразно изогнуты, что добавляет динамики). Отдельное внимание стоит уделить кистям и стопам, они не просто увеличены, а приспособлены для перемещения по деревьям. Мощные пальцы, гипертрофированные головки пястных костей. В портрете преобладают треугольные формы (острый нос, узкий подбородок), но очень выразительные глаза. Даже по положению Тарзана в пространстве видно, что он не совсем человек. Из-за того, что он привык передвигаться на четвереньках, вставая на две ноги он либо сутулится либо, напротив, откидывает плечи назад.

Заключение

Конечно же, для создания стилизованных персонажей, нет необходимости в глубоких познаниях строения тела. Однако базовое понимание пропорций, скелета, мышечных групп и жировых отложений необходимы для корректного применения двух главных принципов: гиперболизации и упрощения. В случае хаотичного их применения велика вероятность ошибок, которые разрушат необходимый эффект. Кроме того, стилизация мужская и женская сильно разняться и без базового понимания анатомии, не сделать элегантную женскую фигуру или брутальную мужскую.

Именно поэтому мы, вместе с командой ZBrush3D, запускаем десятинедельный курс «Анатомия. Для 2D и 3D художников». На курсе мы поэтапно разберем строение тела как реалистичного, так и стилизованного персонажа.

Узнать подробности и записаться на курс можно по ссылке: https://bit.ly/3cfXx06


Статью подготовил Олег Мощенко.

Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Vkontakte, Pinterest.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Поделиться: